Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Процесс блокировки уже запущен. Куда уйдут ваши любимые каналы, когда (и если) ФСБ победит Telegram

5 апреля 2018, 15:19
Facebook, Twitter, «Одноклассники» и даже бумажный блокнот – варианты альтернативных площадок, куда готовы (или не готовы) уходить авторы популярных телеграм-каналов. Впрочем, на будущее они смотрят оптимистично: либо Telegram не закроют, либо любой запрет можно обойти.

4 апреля истек 15-дневный срок, в который Роскомнадзор потребовал от руководства мессенджера Telegram предоставить ФСБ ключи шифрования. Создатель мессенджера Павел Дуров объяснил свой отказ выдавать ключи защитой свободы и конфиденциальности пользователей. Уже сегодня Роскомнадзор может обратиться в суд для блокировки Telegram на территории России. Как будет жить Рунет после блокировки мессенджера и куда уйдут популярные телеграм-каналы — в материале 66.RU.

История с блокировкой Telegram началась летом 2017 года, когда Роскомнадзор включил мессенджер в реестр организаторов распространения информации и потребовал его зарегистрировать. 16 октября прошлого года мировой суд оштрафовал Telegram Messenger LLP (Лондон) на 800 тыс. рублей за отказ исполнить запрос ФСБ. В декабре руководство мессенджера обратилось в Верховный суд РФ с иском о признании недействительным приказа ФСБ отдавать ключи от переписки пользователей.

20 марта Роскомнадзор обязал мессенджер предоставить ФСБ необходимые данные. За 15 дней требования так и не были выполнены. Теперь Telegram — один из самых быстрорастущих мессенджеров в мире — реально могут заблокировать. Сегодня аудитория Telegram в России оценивается примерно в 7 млн человек, по всему миру — около 60 миллионов.

Закрытие Telegram — еще не конец

В принципе, многие создатели каналов склоняются к такому мнению. Жизнь после вполне возможна. Авторы отвечают, куда готовы податься, если Telegram заблокируют.

Семен Ефимов, автор канала «Русский маркетинг»:

— Кроме Telegram у нас есть еще группы в VK (25 к) и Facebook (4 к). В Telegram самый большой охват, поэтому я всегда сначала выкладываю что-то в «Телегу», потом портирую в остальные соцсети.

Никита Могутин, главный редактор Mash:

— Mash, к счастью, не зависит от одной конкретной площадки, поэтому мы спокойно продолжаем нашу работу на других: VK, Facebook и others. Отвалившийся Telegram — это, конечно, неприятно, но не смертельно.

Автор телеграм-канала «Сталингулаг»

— Оглянитесь по сторонам, почитайте новости, посмотрите, как живут люди в регионах, и вопрос «Что делать после блокировки Telegram?» сразу отпадет. Лучше спросите себя, как будете выживать, когда страну накроет полномасштабный *** (ужас), который уже виден невооруженным глазом. У меня же Twitter, который читают более 1,2 миллиона. Без Telegram буду писать карандашом в блокноте и выкладывать фотографии.

Олег Кашин, автор телеграм-канала «КАШИН»:

— Уже много лет стараюсь в интернете маневрировать между разными соцсетями и мессенджерами, не привязываюсь к чему-то одному. Есть неприятный опыт персональных блокировок в Facebook, когда у меня оказывался отключенным и мессенджер, — очень неприятно, но возможность связаться с кем-то все равно всегда есть. Выживем то есть, хоть и неприятно. Вряд ли такая мера придет одна, поэтому жизнь в любом случае будет мрачной.

Дмитрий Колезев, автор телеграм-канала «Анонимный канал Дмитрия Колезева»:

— Для меня Telegram — не инструмент заработка и даже не сколько-нибудь серьезный профессиональный инструмент, а просто небольшой личный блог. Так что лично для меня блокировка трагедией не станет (хотя, я думаю, для информационной среды в целом это будет большая потеря). Я, наверное, постараюсь найти какую-то другую площадку для блога, хотя Telegram кажется почти идеальным — при всех его минусах.

Павел Гнилорыбов, автор телеграм-канала «Архитектурные излишества»:

— Жизнь без Telegram будет очень плохой, очень неудачной и очень болезненной. Я имею в виду не психологическую ломку — потому что все уже привыкли к трудностям с коммуникацией, — я имею в виду, что Telegram за прошедшие полтора года действительно стал особой субкультурой, которая войдет, наверное, в историю рунета (если у рунета дальше будет история) как очень своеобразная форма. У «АИ» нет запасного аэродрома в виде Facebook или группы в VK. Пока многие медиа и проекты осваивали Telegram лишь как дополнительный инструмент, мы сразу взяли и пошли туда.

Telegram никто на самом деле не заблокирует

Многие авторы высказывают мнение, что, во-первых, без этого мессенджера можно выжить, но это будет плохо, а во-вторых, выживать не придется. Потому что никакой Роскомнадзор детище Дурова не заблокирует.

Дмитрий Колезев, автор телеграм-канала «Анонимный канал Дмитрия Колезева»:

— Если честно, я не очень верю в тотальную блокировку Telegram… Если такое все же произойдет, то общество явно приспособится: многие включат VPN или еще что-нибудь такое.

Алексей Йесод, сооснователь телеграм-канала «Красный Сион»:

— Конечно, полностью исключать блокировку нельзя, но Telegram стал настолько привычным и важным инструментом не только журналистов, но и чиновников, что верится в это слабо.

Александр Плющев, автор телеграм-канала PLUSHEV:

— Вообще, я не очень верю в реальную блокировку (…) Блокировка, очевидно, не будет эффективной довольно долгое время. Телеграм в любом случае никуда не денется.

Анонимный телеграм-канал «Незыгарь»:

— Мы не верим в блокировку Telegram. Он сегодня — коммуникационная площадка, которую используют государство и большинство чиновников (например, сбой Telegram привел к отмене конференц-колла Пескова с журналистами); Telegram создал себе репутацию как некий тест на наличие свобод; наконец, альтернативы ему пока нет, и непонятно, куда уйдет вся публика и какие риски возникнут при этом.

Блокировку Telegram всегда можно обойти

Некоторые авторы телеграм-каналов даже не волнуются, что Telegram закроют. Ведь всегда можно обойти запреты. Тем более что запреты никакой пользы никому не приносят.

Кристина Сарханянц, автор телеграм-канала «Чушь в массы»:

— Если честно, пока не думала об этом. Нет, за новостями слежу и о потенциальной блокировке знаю, но уже давно пользуюсь VPN для обхода блокировок некоторых других необходимых мне, в том числе для работы, сайтов и сервисов. Так что, думаю, что и в случае блокировки Telegram буду пользоваться VPN-сервисами. А для тех, кто решит отказаться от Telegram, жизнь без него будет, видимо, такой же как и до его появления.

Анонимный телеграм-канал «Беспощадный пиарщик»:

— Жить без Telegram мы не будем: у нас у всех стоит надежный VPN. Вообще, мы уже пробовали не пользоваться Telegram на выходных, и нельзя сказать, что эта жизнь была ужасна: в ней было счастье, горе, драмы, встречи, расставания, смерть и даже любовь, девочки. Главное, в ней было простое человеческое тепло. В другие сети будем переходить по мере поступления неприятностей.

Анонимный телеграм-канал «Незыгарь»:

— Как известно, все, что под запретом, у русского человека формирует интерес и доверие. У НЕЗЫГАРЯ не изменится ничего. Мы — телеграм-канал, и им останемся. Запретом государство породит крипто-каналы, многие из которых будут жестко оппозиционными. Сегодня государство все-таки контролирует контент путем своих сеток и каналов, размывает содержание в свою пользу. Но закрытие Telegram приведет к иному результату.

Для тех, кто морально готовится к тому, что ФСБ и Роскомнадзор победят Павла Дурова: вот топ-10 альтернативных Telegram мессенджеров. Какие-то совсем новые, какие-то классика и современность, часть — уже хорошо забытое прошлое:

Цитаты: The Village, «МБХ Медиа»