Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это европейский опыт»: Андрей Альшевских объяснил, зачем нужны штрафы за ложь в соцсетях

17 июля 2017, 13:44
«Это европейский опыт»: Андрей Альшевских объяснил, зачем нужны штрафы за ложь в соцсетях
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Поправки в закон о защите информации, которые подразумевают создание в соцсетях подразделений по борьбе с недостоверной информацией, могут быть рассмотрены до конца парламентской сессии в июле, сообщил РБК. Перед обсуждением нововведений их соавтор — депутат Госдумы Андрей Альшевских — по пунктам объясняет, чем хороша его инициатива.

Неделю назад я и Сергей Боярский внесли в Госдуму два взаимосвязанных законопроекта, посвященных соцсетям. Это поправки в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и в КоАП.

Если объяснять совсем кратко, мы предложили штрафовать социальные сети, если они не удаляют незаконные материалы, размещенные пользователями. Примерно три дня на всю Ивановскую раздавались возгласы про надвигающуюся цензуру. Сейчас эмоции поутихли, и, как соавтор, постараюсь развеять возникшие заблуждения и убедить вас в пользе инициатив.

1. Чему все-таки посвящены законопроекты?

Борьбе с незаконным контентом в социальных сетях.

2. Что имеется в виду под незаконным контентом?

Во-первых, пропаганда войны. Во-вторых, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. В-третьих, недостоверная и (или) порочащая честь и достоинство другого лица или его репутацию информация. В-четвертых, иные сведения, за распространение которых предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Уточню крайне важный момент, чтобы избежать домыслов: подразумевается, что информация признается недостоверной и (или) порочащей на основании решения суда. То есть вы можете, например, ругать без ограничений у себя на страничке чиновников, писать о неуместных госзакупках, но не переходить к оскорблениям и прочему, за что вас могут засудить. Подчеркиваю, так и раньше было! То есть большинства пользователей нововведения абсолютно не коснутся. Продолжайте публиковать то, что публиковали раньше.

3. Кого и в каких ситуациях будут штрафовать за незаконные материалы?

В законопроектах идет разговор исключительно про ответственность социальных сетей. Мы прописываем, что в течение суток по обращению пользователя они должны убрать противоправную информацию и ее копии. Если этого не произойдет, назначается штраф.

4. Это касается абсолютно всех соцсетей?

Нет, только тех, где количество пользователей превышает два миллиона. Владельцы екатеринбургского портала 66.RU с уютными местными бложиками должны вздохнуть спокойно. По крайней мере, пока он не «наберет массу».

4. Не кажутся ли суммы штрафов слишком большими?

Это дискуссионный вопрос. Конкретику по санкциям мы еще обсудим с коллегами и экспертами. В наших поправках в КоАП прописано, что юридические лица могут наказать за каждое бездействие несколькими десятками миллионов рублей (если точнее, от 30 до 50 миллионов). Если же соцсетью владеет непосредственно кто-то из граждан (а вдруг), то его оштрафуют на сумму от трех до пяти миллионов рублей.

5. В каждой соцсети можно оставить жалобу на те или иные записи. Разве этого не достаточно?

Европейский опыт показывает, что нет. Еще в 2015 г. федеральное министерство юстиции и защиты потребителей Германии создавало рабочую группу из представителей соцсетей и общественников. Компании обязывались в течение 24 часов отрабатывать сообщения о преступном контенте. Критериями проверки являлось германское законодательство.

В итоге выяснилось, что YouTube удалял материалы в 90% случаев, Facebook — в 39%, а Twitter — лишь в одном проценте. Власти посчитали такие результаты недостаточными. И в конце июня этого года парламент Германии проголосовал за то, чтобы крупные социальные сети под угрозой весомых штрафов модерировали незаконные записи.

В преамбуле принятого документа прямолинейно указано, что противоправные посты, с которыми не ведется эффективная борьба, таят в себе большую опасность для существования свободного общества. Введение штрафных санкций стимулирует соцсети оперативно и всесторонне реагировать на жалобы. Другой альтернативы, как прописано, нет.

Какую пользу стране принесет закон о сетевом правопорядке, в Германии оценят не позднее чем через три года. Судя по сообщениям СМИ, тот же Facebook открыто раскритиковал новые немецкие порядки. Но никуда не денется, будет исполнять.

Я понимаю, что в любом деле находятся недовольные. Однако до сих пор явных аргументов против моих законопроектов я не слышал. Эмоции были, оскорбления были, но сложилось ощущение, что критиканы даже не читали непосредственно первоисточники.

Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU