Мария Вискунова родом из Ижевска. В Екатеринбург приехала после школы, 11 лет назад, с мечтой о карьере профессиональной баскетболистки в составе команды УГМК. Но из-за травмы эта мечта осталась в прошлом, и тогда Маша решила получить образование психолога. Окончив вуз и начав работать по этой специальности, быстро поняла, что сидеть и целыми днями выслушивать проблемы чужих людей — не для нее.
Рассказывает, что пошла учиться на визажиста, потому что молодой человек упрекал: мол, косметику покупаешь, а толку нет — пользоваться ею все равно не умеешь. Два года назад Вискунова открыла студию красоты. Блог в «Инстаграме» ведет полгода, выкладывает там минутные ролики, снятые одним кадром на телефон, ключевая тема — взаимоотношения полов. Аудитория аккаунта — 750 тыс. человек. Ездит по стране со стендапом «Жизнь как шоу». В этом году запустила онлайн-школу по обучению макияжу. Считает, что два последних проекта стали возможны благодаря известности ее блога.
|
---|
— Маша, тебя везде представляют блогером. Кем ты сама себя ощущаешь и кто такой «блогер»? По сути это же не характеристика человека — просто пустой звук.
— На самом деле «блогер» — это не пустой звук. На данный момент это лидер общественного мнения, человек, который может заниматься чем угодно и быть успешным в разных областях. Я сейчас ощущаю себя максимально раскрывшейся личностью. Не на 100 процентов, но процентов на 60 — как раз за счет того, что у меня есть аудитория, я могу заниматься тем, что мне нравится, и люди, которые видят меня, предлагают мне абсолютно новые возможности для роста и развития моих способностей, которые раньше мне и не снились. Речь идет о тех же тренингах и стендапах, допустим. Кто бы меня куда позвал полгода назад, когда меня никто не знал? А сейчас у нас гастрольный график на 20 городов России, и это только начало. Мы ездим везде, как сумасшедшие, и везде люди меня знают и хотят меня слушать. Это феномен именно блогерства, соцсетей.
Стендапы — это новый для меня формат, огромный опыт, общение с людьми, выступление на публике. С каждым новым городом я смотрю, что заходит, что не заходит, как люди реагируют на те или иные шутки, на те или иные жесты. Мне, как человеку, который когда-то занимался психологией, это очень интересно. На самом деле я считаю, что общение — это ключ к успеху. Особенно в малом предпринимательстве… Хотя нет, чем больше предприятие, тем лучше надо уметь общаться. И если меня спросят, чему нужно учиться, я отвечу, что нужно учиться общаться, потому что язык доведет не только до Киева, но и вообще докуда хочешь.
— Как взлетел твой инстаграм?
— Все началось с паблика «Лабутен всему голова», который выложил мое видео, и за день у меня приросло 12 тыс. подписчиков. У самого паблика было тысяч 250. Я думала, что это очень много. Потом меня выложили все юмористические паблики, где по 2–3 млн, и я поняла, что такое «много». Это реально были просто репосты, за которые я не платила ни копейки: просто люди считают, что это смешно и актуально.
— Пусть у тебя получилось раскрутить инстаграм случайно: ты записала первый ролик, и само пошло, но на каком-то этапе ты поняла, что это нужно дальше развивать. Когда появился директор, который отвечает за продажу рекламы?
— Не знаю, как у других, у меня действительно все было очень спонтанно: блогинг вырос на пустом месте. На этапе, когда у меня было порядка 100–120 тыс. подписчиков, я начала брать деньги за рекламу. Тогда блогинг превратился в бизнес. Причем я начинала с 3 тыс. руб. за пост [считается, что это стандартный стартовый прайс за рекламу в блоге, хотя биржи предлагают цены от 500 руб. за размещение у «стотысячников», — прим. ред.], сейчас расценки — от 30 тыс. руб. за фото, но обычно рекламу мы продаем в районе сотни. У нас есть договоренность на одно видео, которое мы хотим продать за 200 тыс. руб.
Лично мне просто не приходило в голову, что это можно монетизировать. Вся продажа рекламы началась с Виктора, моего первого директора. Он появился из воздуха: просто написал мне «ВКонтакте» и сказал: «Давай будем работать». Я реально даже вообразить не могла, что люди за это берут деньги, а он об этом знал.
— Сколько человек сейчас на тебя работает?
— Если говорить о моей деятельности как блогера, со мной работают Анастасия (директор по рекламе), Анна, которая занимается организацией мероприятий, и Василий, с которым мы делаем онлайн-программы и все проекты на «Ютубе».
— Ты же сама свой бренд создала, а теперь, по сути, им распоряжаются другие люди. Тебе не обидно?
— В одиночку миллион не заработаешь. Я благодарна им за то, что они со мной работают и ограждают меня от бесконечного общения с заказчиками. Это огромный поток: тут договор, там перевод, тут пришли райдер, тут пришли программу, тут выбери отель, тут купи билеты... Это проблемы. Если бы я сама этим всем занималась, я бы вскрылась.
— Можешь рассказать, как выстроен процесс подготовки рекламы? Вам присылают техзадание, готовый текст или ты придумываешь сама, как подать информацию?
— Мы знаем, что если будем выкладывать по пять рекламных постов в день, от нас все отпишутся, потому что это напрягает. И если ты хочешь купить рекламу, она будет выложена не завтра и не послезавтра, у нас есть график и очередь на два месяца вперед. Заказчик обычно присылает ТЗ: продаем такой-то товар, в такое-то время, на таком-то аккаунте, за такую-то стоимость, такая-то акция. Какие-то рекламодатели говорят: «Нам нужен мат», какие-то: «Мы не материмся». Есть те, кто присылает готовый сюжет. Если он меня не устраивает, я отказываю. Есть рекламодатели, которые говорят: «Подай так, как ты это видишь».
— Это дороже стоит?
— Это, безусловно, стоит дороже. И таких заказчиков больше.
— Сколько вы сейчас зарабатываете в месяц?
— Я лично зарабатываю 1,5–2 млн. Это все вместе: и стендапы, и мастер-классы, и реклама. С рекламы я зарабатываю где-то полмиллиона абсолютно спокойно, даже учитывая тот факт, что ее не так уж и много.
|
---|
— Рекламные посты почти каждый день — это «не много»?
— Да, если вы посмотрите аккаунт Ольги Бузовой — у нее каждый пост рекламный. Обычно если это какой-то популярный аккаунт, в нем бывает по 2–3 рекламных поста в день. Есть блогеры, которые не зарабатывают на этом: у них просто блог и нет рекламы. Мой блог нацелен именно на зарабатывание денег. Но у меня один рекламный пост в день максимум, и то не каждый день.
— Как реагируют на рекламу подписчики?
— Те, кого это глобально не устраивает, отписались и ушли. Никто же не держит. Я смотрю, как народ реагирует на тот или иной пост. У меня есть статистика, я смотрю, как растет или не растет количество людей. Обычно от рекламы никто не отписывается. Ну, 10 человек, но на 750 тыс. это ерунда. Кто-то пишет: «Да надоело!» Но так будет всегда. Они просто не понимают, как это работает. Они думают, что тебе делать нечего и ты видео снимаешь.
— Сначала же так и было?
— Сначала да. Но если при том количестве негатива, который на меня выливается, я бы не зарабатывала на этом бабки, мне бы это было нахер не надо. Люди-то говнят не по-детски. Они пишут в директ, звонят. А вот когда я зарабатываю на этом, я могу это пережить.
— Вы как-то с ребятами просчитывали, сколько должно быть рекламных постов, сколько нерекламных?
— У нас есть негласное правило: не больше двух рекламных постов в день. А не рекламных — как пойдет. Если я на отдыхе, то могу и 10 постов выложить. Но не было такого, чтобы я за день ничего не выложила — это все стимулирует рост подписчиков.
— Люди идут к тебе именно за видео?
— Мне кажется, ситуация меняется. Когда меня постили все паблики, которые есть, люди подписывались в очень большом количестве, до 10 тыс. в день, и они, безусловно, все шли на видео. Сейчас темпы прироста немножко спали, но люди идут не только на видео — они идут на советы о косметике и макияже и на лайфстайл. Они видят успешную девушку, которая хорошо выглядит, у которой есть работа (что немаловажно, потому что быть просто красивой девушкой — этого мало).
Был реально момент, когда у меня лайков под видео было больше, чем под фото. Это феномен: видео же надо открывать, смотреть — это бесит всех. Я вот, например, не буду досматривать видео, я не такой человек. Поэтому в «Инстаграме», если у тебя много лайков под видео — это топ. У меня есть один ролик, самый тупой из всех, которые я снимала, — про ПМС: у него 100 тыс. лайков и около 2 млн показов. Тупые шутки лучше заходят: чем тупее, тем лучше.
На самом деле, если говорить о рекламе, она будет и дальше перемещаться в сторону блогеров, потому что конверсия гораздо больше, просмотров, лайков, комментариев больше, потому что это живые люди, а не отфотошопленная Анюта Рай [модель родом из Екатеринбурга, которая также ведет блог в «Инстаграме», — прим. ред.].
— Давали ли заказчики какую-то обратную связь по поводу эффективности рекламы?
— Это очень сильно зависит от товара или услуги. Если это косметика, шмотки, обувь, сумки, какие-то продукты массового потребления, то есть «инстаграмные блага» — результат просто бомба. Многие заказчики благодарят и возвращаются снова. У нас был один случай осенью: мы рекламировали магазин шуб где-то в Краснолесье, то есть в отдаленном районе города. Девочка только-только открыла бутик, причем в каком-то подвале, и она говорила, что цены хорошие, качество хорошее, но не приходят и не покупают. Сделали рекламу — у нее за два дня скупили все, что было.
— Ты рассказывала на «Бизнес-эпизоде» [мероприятие «Деловой России» в Екатеринбурге, — прим. ред.], что тебе однажды предложили рекламировать «лейку», благодаря которой девочки могут писать стоя, как мальчики, и ты отказалась. Были у тебя еще отказы? И вообще что ты не будешь рекламировать никогда?
— Отказов была масса, потому что меня не устраивает иногда позиция заказчика. Лейка — это, конечно, вопиющий случай. Крем для отбеливания ануса тоже не стала рекламировать. Еще «Лошадиную силу». Я не рекламирую [легкое поведение], а таких предложений немало: например, недавно обращалось эскорт-агентство. Финансовые пирамиды стали популярны, такое тоже не рекламирую. Как правило, не рекламирую личные аккаунты, потому что в основном эти люди несут ахинею, которая расходится с моими убеждениями.
— То, что ты рекламируешь, должно нравиться тебе самой?
— Далеко не всегда. У меня достаточно специфический вкус, начнем с этого. И то, что нравится мне, не обязательно понравится другим людям. Часто бывает, что я рекламирую какие-то украшения, которые я бы в жизни не надела, какие-то сумки, с которыми я бы не вышла никуда. Ну и что? Это же не значит, что они другим людям не понравятся. Я не рекламирую татуаж, если он поганый, я не рекламирую татуировки, если они поганые, и я не рекламирую косметологов, если они поганые. Словом, если услуга, которая навсегда или на долгое время, я ее не рекламирую, если она плохая.
— Какую-то гарантию вы даете?
— Какая может быть гарантия от рекламы в «Инстаграме»? Но комментарии всегда можно выключить: если ты не хочешь видеть дерьмо, ты не будешь это видеть. Но если людям это не нравится — это не моя проблема.
— Я читала твое интервью — одно из первых, наверное — на сайте «Я покупаю». У тебя там образ такой скромный, мне показалось. И сейчас, по-моему, ты уже совсем другая, хотя времени прошло меньше полугода. Как ты работаешь над своим образом?
— Я не изменилась. Может быть, изменилась только в том плане, что научилась выступать на публике. Если бы мне в школе сказали, что я буду общаться с таким количеством людей (у нас в Уфе было 500 человек, например), я бы сказала: «Вы чего? Это не про меня». А сейчас у меня нет с этим проблем. Более того, мне это нравится. Плюс я стала гораздо доброжелательнее, чем до появления блога. И я объясню почему. Когда у меня стала прирастать аудитория, я очень негативно реагировала на все комментарии. Мне хотелось всем-всем доказать, что они дураки, меня это бесило. Я думала: «Да как вы смеете!» Но чем больше стало негатива и чем больше стало вокруг меня людей, которые и в жизни могут подойти и сказать: «Ты дура вообще-то», — тем лояльнее стало мое отношение к людям в принципе, потому что пришло осознание, что ты не можешь нравиться всем. Даже если ты считаешь, что ты очень классный. Когда мне стали писать позитивные комментарии, задавать вопросы об отношениях, о косметике, я поняла, что позитива-то ведь тоже очень много.
— Часто к тебе подходят на улицах с каким-то негативом?
— Такое было один раз. Обычно люди говорят: «Мы хотим с тобой общаться, дружить, встречаться». Минусов популярности на самом деле нет. Есть только нюансы, а минусов нет.
— Затягивает?
— Конечно.
— Как дальше думаете продвигать твой блогинг-проект?
— Пока аудитория продолжает прирастать естественным путем. У меня по-прежнему добавляется по 15–20 тыс. подписчиков в неделю — это очень неплохо. Если говорить об увеличении популярности в «Инстаграме», тут все понятно: снимай видео — и «Инстаграм» продолжит расти. Мы сейчас сконцентрируем усилия на «Ютубе». У моего канала сейчас тысяч 90, эту цифру мы хотим увеличить. Я опять же не могла вообразить, но людям интересно смотреть, как живут другие обычные люди. Я бы не стала этим заниматься, но есть крупные влогеры, у которых по 20 млн просмотров — космические цифры! То есть люди реально включают и смотрят. Мы будем делать лайфстайл-влог — естественно, уже с целью зарабатывания денег.
— Ты что-то рекламируешь бесплатно?
— Да, если это мои знакомые, почему нет? Я не меркантильный человек. Я люблю бабки, но я не из тех, кто вгрызается в каждую копейку. А если я какую-то косметику выкладываю, то это не реклама, это просто отзыв человека, который ею пользуется. Мне просто хочется принести какую-то пользу, потому что когда девушки смотрят на этот огромный выбор по конским ценам, они не знают, что им купить. И если я могу посоветовать — почему бы этого не сделать?
Текст: Полина Борисевич для 66.RU. Фото: Сергей Логинов