Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мечта Багарякова. Чиновники научились заваливать «Яндекс.Новости» позитивными материалами

23 октября 2014, 14:15
Правительство Москвы придумало, как сделать так, чтобы новости об открытии детсадов и никому не нужных форумах перекрывали любой негатив, идущий из независимых СМИ.

По данным РБК, в последнее время в «Базе данных СМИ и официальных источников» «Яндекса» (содержит перечень всех ресурсов, которые индексирует робот поисковика) появилось более 200 сайтов московских органов власти: их новости о каких-то незначительных событиях попадают в «Яндекс.Новости» и, по сути, формируют повестку дня.

Так произошло, например, когда мэр столицы Сергей Собянин принял участие в форуме «Культура. Взгляд в будущее» 15 октября: новости об этом с разными заголовками и добавочной фактурой сформировали сюжет в «Яндексе» и стали главной темой дня. Обычно такие события и не во все СМИ попадают, а тут — такой поворот.

Собянин вдруг стал главной темой на несколько дней. Фото: feedly.com

По словам источников, такая работа сайтов в унисон не случайна: чиновники из правительства Москвы тестируют новые технологии взаимодействия с поисковиком. Еще в сентябре Сергей Собянин и гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож «утвердили перечень мероприятий, которые будут реализованы в 2014–2015 годах в рамках сотрудничества правительства Москвы с крупнейшей российской интернет-компанией», и теперь стороны «будут развивать сотрудничество в области информирования о важнейших событиях в городе».

Новостные ленты множества провластных сайтов ведут одни и те же люди. Новости им присылает компания «Московские информационные технологии» (МИТ).

Источник одной из издательских компаний:

— В среднем с почты МИТ мы получаем две-три новости в день — в основном о деятельности мэра Собянина. Новости нужно переписать так, чтобы они попали в «Яндекс». И вот несколько человек сидят и переписывают одну и ту же новость для нескольких десятков сайтов.

Идея чиновников контролировать «Яндекс» не нова, однако реализовать ее получилось именно у москвичей. Как рассказал Порталу 66.ru бывший руководитель администрации губернатора Евгения Куйвашева Алексей Багаряков, о таком подходе он сам думал уже давно.

Алексей Багаряков, экс-руководитель администрации губернатора Евгения Куйвашева:

— У меня была идея. Классная! Сделать всем районкам Свердловской области однотипные сайты, у кого есть — поднять из небытия. Прописать их в выдаче «Яндекс.Новости». Дать им еще немножко денег, чтобы они свой контент выкладывали в Сеть. Просто брали и ставили. Бумагу же никто не читает, а интернет — все. И вот все эти 40 с лишним сайтов смогли бы забивать позитивными новостями о губернаторе любой негатив. То есть решали бы настоящие задачи, которые перед ними ставили. Но времени, чтобы реализовать эту идею, у меня не хватило.

Получить доступ к аудитории «Яндекса» чиновники пытаются уже несколько лет: все началось летом 2008 года, когда после войны в Южной Осетии администрация президента заинтересовалась принципом работы новостного агрегатора «Яндекса». Кремль не понимал, как в один сюжет про Грузию попали ссылки на грузинские враждебные СМИ.

После этого власть пыталась повлиять на работу поисковика. Весной этого года президент Владимир Путин заявил, что «Яндекс» начинался как проект с западным влиянием, а интернет вообще «спецпроект ЦРУ». Генпрокуратуру просили проверить деятельность «Яндекса» и приравнять поисковик к СМИ, чтобы он соблюдал правила, которые распространяются на средства массовой информации.

Однако прокуратура не нашла «нарушений действующего законодательства о СМИ». Теперь тема признания «Яндекса» СМИ и изменения в законодательство в части регулирования работы поисковиков больше не актуальна. Возможно, поисковик оставили в покое как раз потому, что нашли технический способ взаимодейстовать с ним и у них получилось быть хитрее.

В «Яндексе» заявили, что следят за качеством сервиса и обращают внимание на попытки оптимизации.

Ася Мелкумова, пресс-секретарь «Яндекса»:

— С попытками ввести поисковую систему в заблуждение компания сталкивалась неоднократно: магазины пытаются выбиться в топ «Яндекс.Маркета», водители пытаются оптимизировать «Яндекс.Такси» и т.д., но «Яндекс» находит способы наладить экосистему.

Главный редактор СМИ Галина Тимченко не верит, что можно так легко обойти механизм «Яндекс.Новостей» (а он работает по определенному алгоритму), и «если «Яндекс» займется этим вплотную, он сможет подчистить свой алгоритм и все их усилия вылетят в трубу». Однако главный редактор Спорт@Mail.ru Максим Токарев полагает, что от повторения подобной схемы в федеральном масштабе «Яндекс» не застрахован.