Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ижевских сирот выгнали на теплотрассы

19 февраля 2010, 13:39
В Ижевске безнаказанно орудует группа «черных риелторов», отбирающих у выпускников местных интернатов жилье, которое им выдает государство по достижению совершеннолетия.

При этом основная цель «риелторов» — сироты с умственными отклонениями, глухие, слепые. Мошенники перевозят подростков в пригород, вынуждая их жить на трубах теплотрассы, пишет «Комсомольская правда».

Директор ижевского центра «Подросток» Татьяна Котлярова:

- У нас в городе есть несколько коррекционных интернатов. Вот там-то риелторы работают по полной, ведь ничего не докажешь потом. Ребят убеждают, что им так будет лучше, что комната им не нужна. И когда очередной восемнадцатилетний инвалид оказывается на улице без денег и жилья, положенного по закону, то убедить его подать в суд или постоять за свои права невозможно. В лучшем случае они стайками прибиваются в какие-то ночлежки, а в худшем — замерзают в сливных колодцах зимой....

Как отмечает газета, согласно действующему сейчас законодательству, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении совершеннолетия получают от государства жилье — квартиру или комнату.

А мальчику Саше, впервые в жизни получившему три года назад собственную крышу над головой, «повезло» еще больше. Как-то к нему пришел представитель из агентства недвижимости и предложил соблазнительный вариант — его комнату на окраине Ижевска обменять на целый дом. Правда, в области.

В тот же день риелтор, представившийся Иваном Ивановичем, отвез Александра в этот дом мечты, который оказался совсем рядом. Кирпичный двухэтажный коттедж. Мебель под старину, телевизор, холодильник. «И все это будет твоим, — убеждал Иван Иванович. — Тебе всего лишь надо подписать доверенность, которая позволит мне заняться этим выгодным для тебя обменом».

Саша, не задумываясь, поставил подпись. Вскоре ему позвонили от Ивана Ивановича, назначили встречу и вручили ключи от другого жилья. Более четырех часов на перекладных Саша добирался до своего нового дома. Покосившаяся избушка в забытой богом деревеньке. В этом домике уже проживали десяток таких же обделенных сирот. От знакомого Саша узнал, что в городе есть теплотрасса и перебрался туда — в «землянку» из тряпок и картонок. Сейчас в этих «теплушках» обитают 15 — 20 ребят. Некоторые находят работу с общежитием и уезжают, остальные ждут своего счастливого часа.

Начальник управления образования администрации Ижевска Валерий Шляхер прокомментировал «КП» ситуацию так: «Когда ребенку исполняется восемнадцать лет, государство уже не несет за него ответственности. Комнату дали — дали. Дальше человек волен делать свой выбор. Следить за каждым мы не можем. Административного ресурса нет, — вздыхает он в телефонную трубку. — Тем более что многие сами обращаются к риелторам, чтобы продать комнату и получить хорошие деньги. А то, что есть нечистые на руку, — это уже к самим агентствам по недвижимости. У нас нет денег, чтобы привлекать в каждый интернат и детский дом юристов».

В одном из крупнейших агентств недвижимости Ижевска «Мегаполис» объяснили, что с правовой точки зрения никаких нарушений в действиях таких риелторов нет. Дети подписывают доверенность на продажу своей комнаты специалисту, а тот после этого волен делать с этим жильем все, что ему захочется.

В МВД Удмуртской Республики газете заявили, что вопрос этот очень сложный и ситуацию нужно решать комплексно. Для возбуждения уголовных дел нужны заявления и свидетели. «Если человека не заставляли с угрозами подписать доверенность, тут нет повода для возбуждения дела», — комментирует ситуацию начальник отдела информации и общественных связей МВД Александр Липин.

Как отмечает уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов, проблема «черных риелторов» особо остро стоит в больших городах. Но по его мнению, при желании решить ее можно довольно просто: «Сейчас в Иркутске и Красноярске вводится система, при которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получают комнату от государства, но не имеют права в течение трех лет ее обменивать или продавать», — говорит он, рекомендуя всем субъектам РФ подумать перейти на такую систему.