Об этом свидетельствуют письма Магнитского своим адвокатам: выдержки из них в понедельник опубликовала «Новая газета».
«Я пожаловался на то, что мне не оказывается медицинская помощь, не проводится назначенное медицинское обследование. Мне сказали, что в Бутырке медобследование не проводится, что нет оборудования», — писал Магнитский в жалобе в Генпрокуратуру и СКП. По его словам, начальник медчасти СИЗО заявлял, что плановое оперативное лечение, необходимость которого была подтверждена медиками до поступления Магнитского в Бутырку, «это когда вы выйдете на волю, тут вам никто не обязан предоставлять».
Магнитский был арестован в ноябре 2008 года. Перед арестом он был абсолютно здоров. В Бутырском изоляторе он провел последние пять месяцев ареста. 7 октября Магнитский был переведен в камеру терапевтического отделения медчасти «для проведения обследования». Из его писем следует, что после этого его состояние ухудшалось с каждой неделей. 16 ноября Магнитский умер. Официальной причиной смерти тюремные медики указали сердечную недостаточность.
19 ноября Преображенская межрайонная прокуратура Москвы отказала матери и адвокатам Магнитского в повторной судебно-медицинской экспертизе для установления причин его смерти. Адвокат юриста Дмитрий Харитонов заявлял, что его подзащитному был поставлен предварительный диагноз «токсилогический шок и панкреонекроз». При этом в Следственном комитете при МВД утверждали, что сам Магнитский никогда не жаловался на здоровье.
О том, что общество вправе ждать от силовых ведомств зримой и честной реакции на обстоятельства смерти Магнитского в прошлую пятницу заявил экс-глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский.
— Ситуация, когда свобода, здоровье и жизнь человека становятся предметом спекуляции со стороны следователя, прокурора, суда, недопустима. Поддержка недопустимого поведения следователя практическими действиями сотрудников службы исполнения наказаний недопустима вдвойне.
Михаил Ходорковский признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом