Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Гортранс» связали с ОПГ. Муниципальное предприятие оказалось втянуто в скандал федерального масштаба

транспортная реформа судебная хроника ясно-понятно
24 апреля 2025, 12:00
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Стартовавшие в Екатеринбурге судебные процессы над менеджерами «Гортранса» Александром Хабаровым и Дмитрием Фурсиком оказались эпизодами масштабного дела о сговоре. Как три компании втянули в этот сговор муниципальных служащих по всей стране — в материале спецкора 66.RU Дмитрия Антоненкова.

Первым о сговоре предпринимателей, торгующих автозапчастями по всей России, сообщило Управление антимонопольной службы Московской области в октябре 2023 года. Тогда аналитики службы обнаружили признаки картельного сговора между компаниями «Техно-Бус», «КомТрансМаркет» и «НИТАвто».

«По результатам проведенного анализа установлено, что в ходе проведения электронных торговых процедур компании отказались от конкурентной борьбы и действовали в интересах друг друга», — сообщили 66.RU в УФАС Московской области.

По мнению ФАС, сговор бизнесменов позволял им заявляться на торги и снижать стоимость первоначального ценового предложения от 0% до 5,5%. То есть забирать контракты по максимальным ценам.

В материалах дела УФАС в тот момент фигурировали договоры, заключенные с «Ростовской транспортной компанией», «Верхневолжским автотранспортным предприятием», «СочиАвтоТранс», «Автобазой СМ Республики Крым» и «КрымТроллейбусом».

Сговор позволил компаниям выиграть аукционы на поставки запчастей для транспорта на сумму более 154 млн руб. Одним из доказательств стало то, что заявки на участие в аукционах три компании отправляли с одного IP.

Специалисты ФАС вынесли предприятиям предписания о миллионных штрафах. Впрочем, компании с выводами антимонопольщиков не согласились. В арбитражах до сих пор идут разбирательства. Однако специалисты УФАС собранные материалы о сговоре бизнесменов передали силовикам.

«Гортранс» связали с ОПГ. Муниципальное предприятие оказалось втянуто в скандал федерального масштаба
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Как оказалось, к тому моменту оперативники ФСБ и следователи СКР уже работали по «Техно-Бус», «КомТрансМаркет» и «НИТАвто». Силовики нашли признаки подкупа служащих муниципальных предприятий.

В мае 2023 года провели первые задержания. Известно, что тогда в Челябинске задержали менеджеров «НИТАвто» Андрея Шебаршина и Владимира Янцова. Им предъявили обвинение в подкупе также задержанного главного инженера местного МУП «Служба организации движения» Сергея Белова.

По неподтвержденным данным, в СИЗО Шебаршин стал сотрудничать со следствием и раскрыл подробности деятельности компаний — поставщиков автозапчастей.

Видимо, благодаря его показаниям, в ноябре 2023 года по стране прокатилась волна задержаний менеджеров автотранспортных МУПов. В Екатеринбурге задержали начальника филиала «Гортранса» «Автобусные перевозки» Александра Хабарова и ведущего инженера «Гортранса» Дмитрия Фурсика. В Перми арестовали начальника автопарка Сергея Семушева и руководителя финансово-экономического отдела МУП «Пермгорэлектротранс» Андрея Волосатых. Также муниципальных менеджеров задержали в Краснодаре и Йошкар-Оле. Кроме этого, оперативные мероприятия прошли в Москве, Подмосковье, Башкирии и Нижнем Новгороде.

Согласно обстоятельствам дела, бизнесмены — участники преступной группы — давали взятки муниципальным служащим за помощь и содействие в аукционах на поставку запчастей. Кроме того, следствие считает, что зачастую в МУПы поставляли фальсифицированные или бывшие в употреблении детали. А руководители МУПов закрывали глаза на поступавший к ним брак.

По данным 66.RU, обвиняемыми в создании ОПГ проходят девять руководителей и менеджеров компаний-поставщиков. Большинство из них задержано, но есть и те, кому удалось скрыться. Они объявлены в розыск.

Уголовные дела руководителей МУПов, в том числе и екатеринбургского «Гортранса», выделены в отдельные производства. Следователи считают, что муниципальные служащие не входили в ОПГ, а лишь взаимодействовали с ней.

Силовики считают, что в сговор с сотрудником «НИТАвто» начальник филиала екатеринбургского «Гортранса» Александр Хабаров вступил в 2020 году. За пособничество при закупке деталей у компаний, входящих в картель, Хабаров, по версии следствия, должен был получать по 10% от стоимости поставленного оборудования. Таким образом, по мнению следователей, глава «Автобусных перевозок» получил 201 тыс. рублей взятками.

Сам Александр Хабаров подтвердил 66.RU свои взаимоотношения с «НИТАвто» и «Технобусом». Однако отказался признавать свою вину в получении взяток.

В похожем преступлении обвинили и Дмитрия Фурсика, который, по версии силовиков, получил откатами 176 тыс. рублей. Обвиняемый также отказывается признавать вину.

«Гортранс» связали с ОПГ. Муниципальное предприятие оказалось втянуто в скандал федерального масштаба
Фото: Дмитрий Антоненков, 66.RU

Дмитрий Фурсик

К слову, несмотря на кажущуюся незначительность взятки, обвинительное заключение по делу Фурсика заняло более 300 листов. А все материалы разместились в 120 томах.

Расследование деятельности ОПГ продолжается.

  • Под следствием находится еще один сотрудник «Гортранса». Главного инженера Андрея Эльзессера задержали сотрудники ФСБ. По неофициальным данным, он получил откатами 750 тыс. рублей.
  • В феврале 2025 года силовики задержали гендиректора «Гортранса» Сергея Нугаева и обвинили в получении взяток. Нугаев отрицает свою вину.
Дмитрий Антоненков