Нашему фотографу Антону Буценко написали от имени бывшего руководителя. «Начальник» рассказал, что скоро ему позвонит сотрудник ФСБ, потому что «у него возникли вопросы» к Антону. По легенде автора сообщений, проверку проведут в связи с терактом в «Крокус Сити Холле». К звонку надо было «отнестись очень серьезно».
Позже с нашим фотографом, который был в аэропорту, связался неизвестный мужчина. Он угрожал Антону тем, что отменит рейс, если тот не скажет, куда летит. Антон решил не общаться с мошенником, но если бы стал, то могло произойти следующее.
Преступники уже не раз использовали фальшивые аккаунты руководителей организаций в Свердловской области. Так, например, в декабре они скопировали имя и аватар директора одного из государственных учреждений региона и сообщали от его лица действующим сотрудникам о проверке ФСБ. Мошенник подчеркивал, что высокопоставленному силовику нужно оказывать поддержку, а главное — не связываться ни с кем из коллег и руководства.
Затем сотруднику — уже с другого номера — звонил «куратор проверки» и сообщал о взятом на него кредите. И предлагал единственный способ спасти деньги — перекредитоваться.
Для большей достоверности жертве мошенника пересылали письма с логотипом, QR-кодом Центробанка за подписью директора департамента безопасности Банка России. В нем был расписан план действий:
В письме предупреждают, что за распространение информации о процедуре может последовать уголовная ответственность. За отказ от сотрудничества угрожали штрафом и арестом денег на счетах.
Целью мошенников могут стать не только личные, но и корпоративные счета. Так, злоумышленники пытались получить доступ к деньгам одного из крупных холдингов Екатеринбурга. Линейным сотрудникам от имени главы корпорации рассылали письма. В них работников просили оказать поддержку ФСБ, которая проводит проверку.
После этого злоумышленник связывался с сотрудниками от лица представителя ФСБ и рассказывал, что компания со своих счетов финансирует Службу безопасности Украины и террористов. А чтобы найти того, кто это делает, нужно вовремя перевести миллионы рублей с корпоративного счета, а значит — предоставить к нему доступ. Чтобы не сорвать «операцию», работникам запрещали связываться со своим начальством.