Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Телефонные мошенники начали запугивать жертв «срочной проверкой после теракта в Крокусе»

кругом обман как страшно жить
28 марта 2024, 12:34
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
Злоумышленники используют поддельные аккаунты, созданные на имя руководителей организаций, и предупреждают сотрудников о проверке Федеральной службы безопасности, которую необходимо провести после трагедии в Подмосковье. Дальше людям звонит сотрудник ФСБ и заставляет взять кредит или перевести деньги на специальный счет.

Нашему фотографу Антону Буценко написали от имени бывшего руководителя. «Начальник» рассказал, что скоро ему позвонит сотрудник ФСБ, потому что «у него возникли вопросы» к Антону. По легенде автора сообщений, проверку проведут в связи с терактом в «Крокус Сити Холле». К звонку надо было «отнестись очень серьезно».

Позже с нашим фотографом, который был в аэропорту, связался неизвестный мужчина. Он угрожал Антону тем, что отменит рейс, если тот не скажет, куда летит. Антон решил не общаться с мошенником, но если бы стал, то могло произойти следующее.

«От вашего имени оформлен кредит, идет проверка ФСБ»

Преступники уже не раз использовали фальшивые аккаунты руководителей организаций в Свердловской области. Так, например, в декабре они скопировали имя и аватар директора одного из государственных учреждений региона и сообщали от его лица действующим сотрудникам о проверке ФСБ. Мошенник подчеркивал, что высокопоставленному силовику нужно оказывать поддержку, а главное — не связываться ни с кем из коллег и руководства.

Затем сотруднику — уже с другого номера — звонил «куратор проверки» и сообщал о взятом на него кредите. И предлагал единственный способ спасти деньги — перекредитоваться.

Для большей достоверности жертве мошенника пересылали письма с логотипом, QR-кодом Центробанка за подписью директора департамента безопасности Банка России. В нем был расписан план действий:

  • Переоформить кредитную заявку. Только так можно отменить предыдущий кредит.
  • Погасить кредитную задолженность. Деньги на это предоставят из резервного фонда регулятора.
  • После этого представитель Центробанка должен назначить время и филиал банка, в который надо прийти, чтобы актуализировать паспортные данные.

В письме предупреждают, что за распространение информации о процедуре может последовать уголовная ответственность. За отказ от сотрудничества угрожали штрафом и арестом денег на счетах.

«Деньги уходят на Украину, нужен доступ к корпоративным счетам»

Целью мошенников могут стать не только личные, но и корпоративные счета. Так, злоумышленники пытались получить доступ к деньгам одного из крупных холдингов Екатеринбурга. Линейным сотрудникам от имени главы корпорации рассылали письма. В них работников просили оказать поддержку ФСБ, которая проводит проверку.

После этого злоумышленник связывался с сотрудниками от лица представителя ФСБ и рассказывал, что компания со своих счетов финансирует Службу безопасности Украины и террористов. А чтобы найти того, кто это делает, нужно вовремя перевести миллионы рублей с корпоративного счета, а значит — предоставить к нему доступ. Чтобы не сорвать «операцию», работникам запрещали связываться со своим начальством.

  • В феврале этого года мошенники атаковали жителей Екатеринбурга от имени мэра Алексея Орлова. Одно из сообщений пришло работнику муниципального Центра социально-психологической помощи детям.
  • В январе и августе 2023 года злоумышленники вымогали у людей деньги от лица митрополита Евгения Кульберга. Под предлогом содействия съемкам для телеканала «Спас» просили «оказать финансовую помощь переводом на банковскую карту».
  • Мошенники пытаются обманывать даже незаконные структуры. В начале 2024 года они обманули российских наркоторговцев, представившись главным «Картелем нового поколения Халиско» (CJNG). Организация считается в Мексике и США одной из главнейших угроз национальной безопасности. Несколько лет назад они заявили о своих интересах в Москве, а в январе 2024 года якобы их представители предложили российскому наркорынку тонны кокаина.
Анна Митчина