Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Все похоже на дело «Сети»: близкие — об антифашистах, подозреваемых в подготовке взрыва ТЭЦ на Урале

дело антифашистов
9 сентября 2022, 12:04
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Шестерых молодых людей из Екатеринбурга, Тюмени и Сургута подозревают в тяжком преступлении — создании террористического сообщества. Один из арестованных заявил, что его пытали, выбивая нужные показания. С 66.RU связались друзья и близкие фигурантов уголовного дела, они рассказали о личностях подозреваемых и о том, почему не верят в их вину.

В конце августа и начале сентября в трех российских городах — Екатеринбурге, Тюмени и Сургуте — задержали, а позже арестовали шестерых молодых людей в возрасте 23–27 лет: Юрия Незнамова, Данила Чертыкова, Кирилла Брика, Дениза Айдына, Никиту Олейника и Романа Паклина.

Следствие считает, что задержанные планировали взорвать ТЭЦ-2 в Тюмени. Согласно официальным данным, предоставленным в суд, Брика и Айдына обвиняют по части 2 статьи 223.1 УК РФ («Изготовление самодельного взрывчатого вещества»). Но друзья и близкие, с которыми удалось пообщаться корреспонденту 66.RU, говорят, что всех шестерых обвиняют также по статье 205.4 УК РФ («Организация террористического сообщества и участие в нем»), их дело объединено. Родственники арестованных очень переживают и не понимают, что произошло.

В объединенной пресс-службе судов Тюменской области рассказали 66.RU, что все шестеро будут находиться в СИЗО № 1 до конца октября.

Как стало известно из представленных суду материалов, 30 августа 2022 года Брик и Айдын изготовили дома самодельное взрывчатое вещество и вечером направились в район ТЭЦ-2 в поисках «подходящего для производства взрыва участка местности в лесных насаждениях». Сотрудники полиции задержали молодых людей. При них обнаружили взрывчатое вещество, пригодное для производства взрыва (массой 312,13 грамма) и два детонатора.

Связь других подозреваемых с Бриком и Айдыном следствие пока не раскрывает.

Что известно о подозреваемых:

  • 27-летний Юрий Незнамов проживал в Екатеринбурге на съемной квартире. Один из друзей Незнамова назвал его «достаточно добрым и отзывчивым человеком, готовым всегда прийти на помощь». По его словам, Юрий — фрилансер, который «много работает за компьютером и занимается 3D-моделированием и дизайном».
Все похоже на дело «Сети»: близкие — об антифашистах, подозреваемых в подготовке взрыва ТЭЦ на Урале
Фото: предоставлено 66.RU

Юрий Незнамов

  • Данил Чертыков тоже проживал в Екатеринбурге. Он увлекается музыкой, поет и играет на гитаре, ему нравится пирсинг и татуировки. По профессии Данил — хирург-анестезиолог, он работал в ветеринарной клинике «Ветпульс». На Flamp у медучреждения один отзыв, в нем одна из клиенток описывает Чертыкова как «очень внимательного и грамотного доктора», который «успешно провел операцию по удалению камней коту Тише». «Чувствуется, что Даниил Германович действительно любит животных и относится к ним, как к пациентам, внимательно и с любовью», — говорится в отзыве.
Все похоже на дело «Сети»: близкие — об антифашистах, подозреваемых в подготовке взрыва ТЭЦ на Урале
Фото: предоставлено 66.RU

Данил Чертыков

  • Никите Олейнику из Сургута около 27 лет. Друг, знающий его с 12 лет, говорит, что Никита учится на хирурга и занимается спортом. Олейник с детства знаком с 25-летним Романом Паклиным, про которого известно немного — в последнее время он менял работу и у него «нет даже связи с его родственниками и у единственного пока нет адвоката». Имеет кличку «Рыжий» из-за цвета волос.
Все похоже на дело «Сети»: близкие — об антифашистах, подозреваемых в подготовке взрыва ТЭЦ на Урале
Фото: предоставлено 66.RU

Никита Олейник

Все похоже на дело «Сети»: близкие — об антифашистах, подозреваемых в подготовке взрыва ТЭЦ на Урале
Фото: предоставлено 66.RU

Роман Паклин

  • 24-летний Кирилл Брик работает автомехаником, а 23-летний Дениз Айдын — продавцом-консультантом. Оба из Тюмени. Один из друзей Дениза рассказал, что в отношении него расследовалось уголовное дело: «Задерживали Айдына за уличную драку, в которой он выстрелил в агрессора и пробил ему печень и легкое. Но там была самооборона. Его окружило много человек, один пошел вперед, несмотря на предупредительный. Уголовное дело все равно возбудили — по хулиганству, которое должны были переквалифицировать в превышение мер необходимой обороны. Суда не было. Дело находится на стадии рассмотрения».
Все похоже на дело «Сети»: близкие — об антифашистах, подозреваемых в подготовке взрыва ТЭЦ на Урале
Фото: предоставлено 66.RU

Кирилл Брик

Все похоже на дело «Сети»: близкие — об антифашистах, подозреваемых в подготовке взрыва ТЭЦ на Урале
Фото: предоставлено 66.RU

Дениз Айдын

Все молодые люди знакомы друг с другом, их объединяет идея антифашизма и антиавторитаризма, но радикальных форм она не принимала, уверяют друзья подозреваемых: «Больше на уровне бесед. Максимум — пропаганда о том, что фашизм — это плохо».

Из-за работы и личных интересов задержанные часто время друг с другом не проводили, оружие, по словам друзей компании, было только у Айдына и Олейника, и оно, уверяют они, официально оформлено.

Что такое антифашизм?

Существует разница между антифашизмом как политическим движением и как личным выбором отдельного человека. В широком смысле антифашист — это любой человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.

Современные антифашисты в России представлены как автономными аффинити-группами (члены которых могут иметь разные политические взгляды, начиная от левых социал-демократов и заканчивая ультралевыми марксистами и анархистами), так и общественными движениями и организациями.

В настоящее время термин «антифа» описывает личности или группы, борющиеся против того, что они считают фашистскими тенденциями. Разные группы относят сюда национализм, расизм, неонацизм, антисемитизм, ксенофобию, гомофобию и все, что можно отнести к дискриминации.

Пытки или еще одно дело «Сети»?

Близкие утверждают, что никто из арестованных не поддерживал специальную военную операцию России на Украине, и сравнивают дело молодых людей с резонансным делом других антифашистов — «Сети», ячейки которой (по версии ФСБ, поддержанной судами) существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Омске и Белоруссии.

По этому делу были арестованы одиннадцать человек, обвиненных в участии в террористическом сообществе. В феврале 2020 года семь обвиняемых были приговорены и получили сроки от 6 до 18 лет лишения свободы. Московский окружной военный суд в январе 2019 года признал «Сеть» террористической организацией. Все осужденные заявляли, что к ним применяли пытки.

Фигуранты дела «Сети»

О пытках родственникам рассказал и Юрий Незнамов. По его словам, 4 сентября его «пытали электричеством и водой», под пытками молодой человек «подписал бумаги, которые даже не читал». 7 сентября в съемной квартире Юрия прошли повторные обыски без понятых.

Друзья не исключают, что пытки применяются и к другим арестованным. «Неоднократно слышал, что в Тюмени происходит сущий кошмар. Тюменский гестапо», — сказал нам один из жителей этого города.

О том, что в Тюмени существуют «пыточные камеры», наши коллеги писали еще десять лет назад. Например, по одному случаю в 2012 году Центральный районный суд города вынес приговор в отношении сотрудников уголовного розыска отдела полиции № 4 УМВД России по Тюмени — Марата Мухамеджанова, Сергея Попова, Александра Шарова и Ивана Морщинина. Для того чтобы выбить нужную информацию от 28-летнего парня, они надели ему на голову мешок и стали пытать током. Суд приговорил их к трем годам лишения свободы.

В том же году суд приговорил к аналогичному сроку оперуполномоченного уголовного розыска отдела полиции № 6 городского УМВД 28-летнего Виталия Васильева и участкового этого же отдела Александра Белкина. Как выяснилось, полицейские в ходе работы над раскрытием четырех краж пытали электрическим током 28-летнего тюменца, надевали на него противогаз, перекрывая доступ кислорода. В итоге мужчина не выдержал пыток и подписал три явки с повинной.

Спустя время сообщения о пытках продолжили появляться.

В 2019 году по подозрению в серии краж на территории Тюменской области задержали фитнес-тренера Романа Грицаева. Он тоже сообщал о пытках в печально известном отделении полиции на Тульской, 3.

«Меня связали скотчем, положили на пол, надели на голову мешок из ткани, облили водой и подцепили к моему телу — ногам, паховой области и спине — электрическое устройство. Меня били током и параллельно говорили, что два человека дали показания о том, что я вместе с ними совершил кражу. Требовали, чтобы я признался в том, чего не совершал», — писал Роман Грицаев. Спустя несколько месяцев его отпустили, не найдя доказательств причастности к преступлению.

В 2020 году о пытках рассказал Фаррух Махкамов, которого подозревали в терроризме и причастности к «Партии исламского освобождения», запрещенной на территории РФ. Махкамов в письме родственникам писал, что подвергался унижениям, его руки и ноги обливали холодной водой, к конечностям и половому органу пускали ток. Дело по пыткам возбуждать не стали, а впоследствии Махкамова отправили в колонию на 11 лет.

Странности в уголовном деле

Близкие шестерых антифашистов заявляют, что не верят в их причастность к инкриминируемым преступлениям. Они назвали несколько, на их взгляд, странных деталей:

  • «Как можно взорвать большую ТЭЦ 300-граммовой петардой, если она, конечно, вовсе была у них? И для чего было ее взрывать?»
  • «Если тюменских поймали, при чем тут Екатеринбург и Сургут? Также непонятно, откуда берется терроризм и откуда он берется групповой?»
  • «Почему после задержания парни сидели в «наркотическом» отделении» (после задержания их поместили в УФСКН)
  • «Почему задержание и суд провели так стремительно»
  • «Сообщения о пытках»

ТЭЦ-2

«По поводу взрывчатого вещества — никаких доказательств общественности не предоставили, даже какое именно это вещество — только его вес. Провластные СМИ целенаправленно пугают население заголовками, якобы они этими 300 граммами пытались взорвать огромную ТЭЦ-2. Один из задержанных заявил о пытках. Скорее всего, они применяются и к остальным фигурантам. В Тюмени суд провели в спешке, на следующий день после задержания, чтобы друзья не успели поднять шум и суд прошел в закрытом от посторонних глаз режиме», — рассказал один из друзей подозреваемых.

Брик и Айдын на суде по мере пресечения

По мнению друга подозреваемых, спецслужбы сначала задержали одного или двух человек, а потом «пошли по их телефонам». «А доступ к этому получили с помощью электрошока и других пыток. И заставили ребят оклеветать остальных», — добавил собеседник.

Кроме этого, говорит один из друзей, у близких людей задержанных возникли большие претензии к СМИ, которые не попытались связаться с родственниками задержанных и опубликовывали непроверенную информацию с громкими заголовками о том, что «террористы хотели оставить город без отопления» в августе. Друзья арестованных также считают, что дело может быть связано с антивоенной позицией шестерых фигурантов дела и что оно возникло на фоне десятков поджогов и взрывов на территории РФ, которые периодически происходили после начала военной спецоперации.

Кирилл Смоленцев