Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Почему так мало авиации и можно ли «захлестать огонь ветками»? Ответы на главные вопросы о лесных пожарах

чп интервью Хроника пожаров ясно-понятно
25 августа 2021, 14:37
Фото: Дмитрий Антоненков, архив 66.RU
Пожар вблизи Пермского тракта начался внезапно и разгорелся стремительно. И еще он оставил много вопросов к тем, кто занимался и продолжает заниматься его тушением.

Лесной пожар на горе Волчиха, который вечером 24 августа доходил до трассы Екатеринбург — Пермь, локализовали на площади 200 га. Сейчас идут работы по дотушиванию. Прогнозов пока нет, однако уже после вчерашних событий осталось много вопросов о возникновении пожара и ходе его тушения.

Журналист 66.RU задал их руководителю ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Роману Лежнину.

— С чего начался пожар на Волчихе?

— Причина — неосторожное обращение граждан с огнем. Сейчас Госпожнадзор устанавливает, мы показали место, где он начался — на пересечении Пермского тракта и поворота и на карьеры. В этом уголочке. Площадь была небольшая, гектаров пять, но поднялся ураганный ветер, и огонь «побежал» вдоль трассы сначала в сторону Екатеринбурга, потом перешел в верховой [пожар]. От температуры нагрелись деревья на противоположной стороне трассы, и там тоже все загорелось.

— То есть, это был не «встречный пал», о котором сообщали некоторые СМИ?

— Нет, встречных палов там не было абсолютно. Пожар возник и был обнаружен вчера днем. Мы тушили двумя бульдозерами, 10 человек. Когда ветер поднялся, мы эвакуировали людей, отогнали технику.

— Пожар тушил один вертолет МЧС Ми-8. Почему не задействовали второй, Росгвардии, хотя он, вроде бы, тоже был наготове?

— Все произошло внезапно. Это стихия. Мы быстро среагировали, позвонили в МЧС, попросили борт. Он оперативно сделал 14 сбросов — буквально за 30–40 минут удалось залить полностью. Необходимости во втором борту не было. Все объекты были спасены, ни одного дома не пострадало. Во время того как Ми-8 сбрасывал воду, мы еще параллельно на Ан-2, который ведет авиационный мониторинг, исследовали кромку лесного пожара, смотрели, где слабые места, где надо работать.

Считаю, что вчера была показательная ситуация: все службы так экстренно и тесно взаимодействовали. И трассу перекрыли вовремя, ведь люди могли просто заживо сгореть. Когда подобная ситуация была в Челябинской области, там сгорело 60 домов. Тоже был сильный ветер. Но тут все целое.

(В пресс-службе ГУ МЧС России по Свердловской области 66.RU пояснили, что в распоряжении ведомства на территории Уральского федерального округа есть три вертолета Ми-8. Они находятся в ведении Красноярского авиационно-спасательного центра. В Кольцово базируется один из бортов, который и был задействован в тушении пожара на Волчихе).

— В соцсетях вчера объявили поиск волонтеров, чтобы «захлестывать огонь ветками». Это как?

— Официальные службы так не могут даже говорить, это непрофессионально. Волонтеров, которые сегодня принимают участие в дотушивании, оснащают ранцевыми лесными огнетушителями, предварительно проводится инструктаж. На кромку, к открытому горению их не пускают. Они дотушивают места, где идут какие-то дымки, что-то где-то шает. «Захлестывать ветками»… Вы, наверное, вчера видели видео, как сырые деревья горят. Ветки легко могут воспламениться, человек обожжется, а пожар разгорится дальше.

Волонтерские движения всегда собираются по каким-то статьям, публикациям в СМИ. Я на самом деле вчера видел очень много волонтеров. Удивило, когда мы вечером с МЧС обследовали пожар, просто подъехал гражданин, налил кубовую емкость воды, приехал нам помогать. И таких людей было очень много. Поразительно.

— Вы ощущаете дефицит кадров в последние дни?

— Уральская авиабаза в этом году тушила пожары не только на территории Свердловской области. Мы помогали и Тюмени, и заповеднику «Денежкин камень», и, вот буквально на днях, 43 человека у меня вернется из Якутии. Несмотря на то, что у нас тоже сухое и жаркое лето. Они справились со своими задачами, в Якутии лесные пожары поутихли, поэтому возвращаем. На сегодняшний день справляемся.

Почему так мало авиации и можно ли «захлестать огонь ветками»? Ответы на главные вопросы о лесных пожарах
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Алексей Земляков