Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Семь лет со дня крушения малазийского «Боинга». К каким выводам пришло следствие и когда закончится суд

17 июля 2021, 12:13
Семь лет со дня крушения малазийского «Боинга». К каким выводам пришло следствие и когда закончится суд
Фото: Reuters
Спустя семь лет после крупнейшей авиакатастрофы XXI века суд, наконец, приступил к рассмотрению дела по существу. У следствия есть основная версия и четверо обвиняемых. Но, по словам экспертов, доказательств пока недостаточно.

Что произошло

Авиакатастрофа произошла 17 июля 2014 года. Пассажирский самолет «Боинг-777–200» «Малайзийских авиалиний», летевший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, развалился в воздухе на большой высоте над зоной боевых действий на востоке Украины. Все находившиеся на борту 298 человек (283 пассажира, включая 80 детей, и 15 членов экипажа) погибли.

Авиакатастрофа стала крупнейшей в XXI веке и самой большой на всей территории бывшего СССР.

Версия следствия

Расследованием занимается международная следственная группа, в ее состав входят представители Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины. Россиян там нет.

Следователи считают, что самолет сбили из зенитно-ракетного комплекса «Бук-М», прикрепленного к 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил России из Курска.

По делу проходят четверо обвиняемых: бывший министр обороны ДНР Игорь Гиркин (Стрелков), его подчиненные Сергей Дубинский и Олег Пулатов (все — россияне), а также гражданин Украины Леонид Харченко.

По версии обвинения, они запросили из России систему ПВО с экипажем, подобрали стартовую площадку для «Бука», транспортировали его и охраняли. Якобы из доставленного из России комплекса запустили ракету с сельскохозяйственного поля за поселком Первомайский. По основной версии, вместо украинского штурмовика по ошибке сбили пассажирский лайнер. «Бук» потом вернули на территорию России. Фрагменты ракеты этой серии нашли при вскрытии тел членов экипажа и в одном из оконных проемов кабины самолета.

У следствия были альтернативные версии, но они не подтвердились. Следов украинского «Бука», который мог бы сбить малайзийский «Боинг», не нашли.

Начало судебного процесса

В начале июня суд в Гааге начал рассматривать дело о крушении MH17 по существу.

В ходе заседания восемь человек рассказали, что видели или слышали пуск ракеты в небе недалеко от подконтрольного ДНР города Снежное. Один из них заявил, что находился перед крушением лайнера на блокпосту ДНР возле Первомайского и видел грузовик с ракетами, а затем услышал грохот, свист и «звук разрыва» в небе. После этого машина вернулась пустой. Показания приобщили к делу.

Расследователи из экспертно-журналистской группы «Bellingcat» утверждают, что на фото — парк техники 53-й зенитно-ракетной бригады, где находился тот самый «Бук». Снимок опубликовал один из курсантов в августе 2014 года.

Россия передавала следствию показания двух свидетелей, которые утверждали, что видели пуск ракеты из города Амвросиевка, который в тот момент находился под контролем Вооруженных сил Украины. Следователи отказались использовать эту информацию.

Свидетель защиты, бывший командир роты ПВО ДНР Владимир Цемах, который участвовал в боевых действиях в районе катастрофы, заявил, что не видел ни одного «Бука» на территории военного конфликта.

В суде также обнародовали записи разговора обвиняемых, которые перехватила Служба безопасности Украины. Сотрудники спецслужб утверждают, что за несколько дней до крушения «Боинга» Гиркин по телефону рассказывал неизвестным собеседникам о тяжелом положении сторонников ДНР и просил предоставить средства ПВО, чтобы противостоять украинской авиации. Еще на одной записи Олег Пулатов жаловался, что ополченцы понесли большие потери, и признает, что украинская военная авиация доставляет Донецку серьезные проблемы.

Позиции сторон

Единственный из обвиняемых, которого в рамках процесса представляют адвокаты, — Олег Пулатов. Юристы отвергли любую причастность подзащитного к произошедшему. Игорь Гиркин не раз подчеркивал, что «ополчение «Боинг» не сбивало». Сергей Дубинский назвал обвинения в свой адрес «бредом», уточнив, что ни он, ни его подчиненные «ни от кого не получали и никому не передавали никаких приказов о поражении воздушных целей 17 июля».

Обвиняемые заявляли, что представленные в суде записи подлинные, но смонтированные. По их словам, они намеренно дезинформировали перехватчиков, зная о прослушке.

По заявлению МВД Украины, «имеются доказательства того, что к катастрофе причастны российские кадровые военные». Представители Службы безопасности Украины объявляли о задержании в Донецкой области двух «корректировщиков огня из России», которых обвиняют в причастности к катастрофе.

Владимир Зеленский, президент Украины (март 2020-го):

Семь лет со дня крушения малазийского «Боинга». К каким выводам пришло следствие и когда закончится суд

— Верю, что справедливость будет установлена и виновные понесут ответственность за гибель 298 человек.

Российские власти отрицают причастность к катастрофе. Москвой высказывались предположения, что ракета была выпущена из «Бука», принадлежащего Украине, с подконтрольной Киеву территории.

Минобороны России отрицает причастность российских военных к крушению самолета и выдвигает альтернативные версии событий. В МИД РФ назвали обвинения в адрес российской стороны абсолютно голословными и направленными на ее дискредитацию.

Владимир Путин, президент России (июнь 2019-го):

Семь лет со дня крушения малазийского «Боинга». К каким выводам пришло следствие и когда закончится суд

— Россия никогда не уклонялась от своей ответственности, если на ее плечах эта ответственность лежит. То, что мы видели и представлено в качестве доказательств вины России, — нас абсолютно не устраивает, мы считаем, что там нет никаких доказательств.

Что будет дальше

Дальнейшие слушания по делу о крушении малайзийского лайнера пройдут в сентябре. Суд, в частности, заслушает обращения родственников погибших. Ранее они написали Владимиру Путину письмо с просьбой признать вину.

Некоторые эксперты считают, что представленных суду доказательств пока недостаточно, чтобы обвиняемые понесли наказание. «Если будет доказано, что «Бук» действительно использовался для того, чтобы сбить самолет, обвинение все равно должно будет доказать, что подсудимые несут ответственность за авиакатастрофу», — заявил «Ленте.ру» юрист-международник и глава адвокатской коллегии Guernica 37 International Justice Chambers Тоби Кэдмен.