Ограбление как навязчивая идея
По данным следствия, 38-летний Виталий Дикушин задумал ограбить банк еще в октябре 2018 года, когда жил с супругой и ребенком в Краснодарском крае. Он не стеснялся делиться своими мыслями с членами семьи и знакомыми, но тогда никто не воспринимал его намерения всерьез.
Окружающие не придавали особого значения этим словам, поскольку ранее мужчина судим не был, к административной ответственности не привлекался, имел высшее образование, постоянную работу и устойчивые социальные связи. Однако со временем он начал злоупотреблять спиртным и много времени проводить за компьютером, замыкаясь в себе. |
Потом Дикушин внезапно уехал в Тюмень и сообщил своим родственникам, чтобы больше они на него не рассчитывали. А уже в середине октября 2019 года налетчик перебрался в Екатеринбург, имея при себе обрез ружья и патроны к нему. В течение нескольких дней Дикушин выбирал банк и офис, в который пойдет «на дело».
18 октября 2019 года мужчина на такси прибыл к зданию на Малышева, 128, выпил, надел маску и вошел в нужную дверь.
Пуля попала в сердце
Екатеринбуржец Сергей Котенев проходит по уголовному делу в качестве потерпевшего. Год назад он вместе со старшим братом, прилетевшим из Сургута, отправился в банк «Открытие», чтобы заказать наличные для покупки квартиры. Мужчины взяли талон с порядковым номером и устроились в коридоре ждать своей очереди. Людей в офисе было немного.
Сергей Котенев, очевидец:
— Мой брат пошел общаться с сотрудником банка, а я продолжил сидеть у входа. Вдруг с улицы заходит мужик высокий, крепкий, с маской какого-то артиста на голове, пакетом и двуствольным обрезом в руках. Сказал, что будет грабить, скомандовал всем лежать. Как в Голливуде. Поначалу было не страшно, наоборот, было чувство непонимания, негодования, протеста. Не шутка ли это? Не розыгрыш ли? Я был первый, кто его встретил и на кого он направил оружие.
Касса сразу же закрылась, доступа к ней не было. Налетчика это разозлило, он стал гонять по залу одну из сотрудниц и требовать, чтобы она выдала ему деньги. «Эта девушка много натерпелась в тот день. Она очень испугалась, плакала. В какой-то момент этот мужик в маске выстрелил в потолок со словами: «Вы чего? Я сюда не шутить пришел!» — вспоминает Котенев.
Олег Лебедев первым накинулся на Виталия Дикушина и попытался его обезвредить. Дальше подключился брат Сергея Котенева.
Сергей Котенев:
— На кадрах меня можно опознать по бордовому капюшону. Лежу на полу. Когда все началось, я быстро встал и, поворачиваясь, услышал выстрел. Олег упал, позже я узнал, что пуля попала ему в сердце. Все было очень быстро. Потом нам всем все-таки удалось скрутить грабителя. Сначала посадили его на стул, потом повалили на пол. И уже, сколько сил было, столько я его и молотил. Пришлось до приезда охраны сидеть на его спине верхом.
Сергей Котенев уверяет, что еще тогда ему было понятно, что человек «не совсем здоров». В его словах, поведении, жестах прослеживались странности. А еще, сопротивляясь, он проявлял неестественную, чуть ли не богатырскую силу. Например, без проблем мог высвободить левую руку, которую одновременно удерживали несколько человек. Заложник сравнивает происходящее со сценами из фильмов, когда санитары ловят и связывают сумасшедших.
Охрана, вызванная по тревожной кнопке, приехала не через 5, не через 10 и даже не через 15 минут. Свою задержку они объяснили тем, что попали в пробки. Позже на место прибыли полицейские и скорая, которая констатировала смерть Олега Лебедева. «Если бы не Олег, он бы точно застрелил девушку-сотрудницу, которую трепал, или кого-то из нас. Очень жаль его. Дальше, я уже не помню кто, начал трясти пакет, который принес Дикушин. Из него выпала белая коробочка с проводами. Так как это было похоже на взрывное устройство, нас вывели на улицу. Опрос проводили там же», — делится Котенев.
Фото: 66.RU |
---|
Все происходило на небольшом пятачке за этой дверью. Сергей признается, что первое время ему было не по себе, когда он проходил мимо этого места. |
Мог положить всех
Сергей Котенев не перестает говорить спасибо Олегу Лебедеву, который ценой своей жизни спас всех остальных. Однако если бы в банке была охрана, то трагических последствий можно было избежать.
«С юридической точки зрения, мы должны были тихо сидеть и никого не трогать, пока не приедет полиция. Возникли сомнения о том, имел ли я право его задерживать и применять силу. Закон же он для всех закон. Мало ли, вдруг бы мы ему что-то повредили, когда били. Осознание приходит, и я уже думаю, как бы я себя повел себя в следующий раз, если бы оказался в такой ситуации. Но уверен, что поступил бы так же», — заключает Котенев.
К слову о том, имели ли право заложники задерживать налетчика и что им могло грозить по закону за применение силы, мы спросили у юриста Юлии Федотовой. Вообще в законодательстве Российской Федерации нет понятия «гражданский арест». Но процесс этот предусмотрен и регулируется 38-й статьей УК РФ, а также Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19: «Право на задержание лица, совершившего преступление, имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении».
Положения статьи 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление» могут быть применены в отношении указанных лиц в случае причинения ими вреда при задержании лица, совершившего преступление.
Юлия Федотова, юрист:
— Есть превышения пределов, необходимых для задержания. Однако в данном случае лицо, совершившее преступление, было с обрезом, а это уже прямая угроза жизни, значит, к нему можно было применить вообще любые меры для самозащиты. Вплоть до того, что даже убить. То, что заложники его скрутили и били, не могло повлечь для них ответственности. Это обстоятельство, исключающее преступное деяние (статья 37, 38 УК РФ).