Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ты домой не вернешься». В Уссурийске местные бандиты вымогают деньги у уральских солдат-контрактников

1 октября 2020, 16:53
«Ты домой не вернешься». В Уссурийске местные бандиты вымогают деньги у уральских солдат-контрактников
Фото: Архив 66.RU
Сейчас в Уссурийском районе по контракту служат 30 молодых людей из Свердловской области. Группа местных жителей стала приходить к ним в день зарплаты и обманом или угрозами забирать крупные суммы. Некоторые военные отдали вымогателям уже по 300 тысяч рублей. Ситуацией занимаются Комитет солдатских матерей Екатеринбурга и уполномоченные по правам человека, но они признают, что быстро решить проблему не получится.

«Отдают телефоны, идут закладывать свои карты, перезанимают у знакомых»

В редакцию 66.RU обратилась мать контрактника из Екатеринбурга Ольга. Ее сын служит в одной из военных частей Уссурийска. Она рассказала, что на протяжении трех месяцев группа неизвестных людей вымогает деньги у ее сына и его сослуживцев. «Я плачу́ каждые три дня. У меня, получается, такая денежная повинность. Он просит, и я понимаю, что если не переведу деньги, с ним что-нибудь произойдет», — призналась женщина.

Каждый месяц 10 числа служащим на карты приходит зарплата. Вымогатели это знают и даже в курсе, по каким адресам некоторые из них проживают. По словам Ольги, солдатам угрожают избиением. «Мой сын тоже жил в квартире, пока это все не обострилось. Сейчас он проживает в казарме. Вымогатели требуют деньги, а когда они заканчиваются, контрактники отдают им телефоны, идут закладывать свои карты в кредитные системы, перезанимают у знакомых», — объяснила она. Женщина добавила, что контрактники в Уссурийске зарабатывают большие деньги, один месяц у них идет за два.

Ольга призналась, что ее сын боится что-либо рассказывать. Она узнаёт все от Комитета солдатских матерей, и говорит с сыном так, будто уже знает правду. Поборы он не отрицает. «Спрашиваю: «Ты кому должен? Им? Какое количество денег?» Он мне уже пишет: «Нет, не им, тут еще есть свои ребята, кто этим занимается», — рассказала женщина. Она также добавила, что офицеры в курсе проблемы, но ситуация не меняется.

Сейчас Ольга пытается перевести своего сына на службу в другой город. Однако процедура сложная и занимает около трех месяцев. Кроме того, просто так отпускать ее сына командование не хочет.

Ольга, мать контрактника из Екатеринбурга:

— Моему говорят: «Пока ты себе замену не найдешь, ты никуда не уйдешь». А он не обязан это делать.

Ольга хотела написать заявление в Военную прокуратуру и Минобороны РФ, но боится это делать, пока ее сын находится в Уссурийске. Также она опасается называть свою фамилию и номер части. «Комитет мне говорит, что если напишу, то пойдет разбирательство, уголовные дела, и он оттуда не выйдет. Говорят: «Подумайте, что может с ним случиться». <…> Они оттуда сбегают. Сейчас один парень, с которым мой сын служил, сбежал. И его никто не ищет», — сообщила женщина. Она добавила, что отправит все заявления и жалобы после того, как ее сын сядет в поезд до дома.

Это не первая история с поборами. Летом из части в Приморском крае сбежал контрактник из Челябинска Александр Татаренко. Через месяц он вернулся с повинной и рассказал 74.RU, что решился на побег из-за вымогательств и дедовщины. По его словам, деньги требовали его сослуживцы-срочники. «Раз в месяц 10-го зарплата приходит, и 10-го вечером я им должен скинуть деньги. Они объяснили это тем, что я сильно обнаглел и мало работал», — сообщал Татаренко.

Солдат отмечал, что обращался за помощью к командованию, но не получил поддержки. «Если ты отказываешься, тебя бьют. Не заплатил, тебя снова бьют. Бесконечная цепочка, уже отработанная, и командиры якобы ничего не знают, не видят», — заявлял контрактник.

«Мы у тебя отрежем твое мужское достоинство»

В отделении Комитета солдатских матерей в Екатеринбурге 66.RU подтвердили, что к ним полтора месяца назад начали поступать обращения о вымогательстве денег у контрактников в Уссурийске и близлежащих селах — Сибирцево и Сергеевке. Председатель комитета Мария Митрофанова заявила, что она сейчас занимается переводом пяти солдат, попавших в такую ситуацию.

По ее словам, контрактникам либо просто угрожают, либо при этом «ставят на счетчик». «Приходят [вымогатели] к служащим у банкоматов и говорят: «Ты должен». Или по-другому подходят: «Слушай, брат, пять тысяч займи мне до завтра. Я тебе клянусь, я тебе завтра отдам». Тот теряется, соглашается», — рассказала она.

После вымогатели узнают адрес проживания солдата, чтобы якобы прийти и вернуть ему долг. Они приносят военному карту и называют от нее пароль, который оказывается ложным. Затем обвиняют служащего в том, что тот снял сумму больше, и требуют от него еще денег. По словам Митрофановой, некоторые служащие отдали так уже по 300 тысяч рублей.

«Они приходят и угрожают. Говорят: «Мы у тебя отрежем твое мужское достоинство. Ты домой не вернешься». Это повсеместно в Уссурийском районе», — рассказала председатель Комитета солдатских матерей. Она подчеркнула, что контрактники практически ничего не рассказывают родителям, терпят и просят у них деньги под разными предлогами.

Митрофанова отметила, что иногда к вымогательствам подключаются сослуживцы. «Мальчишки боятся. Тем более они там вдалеке от всех. Они обращаются к другим в части за помощью. Те начинают разбираться и уже свою долю требовать», — объяснила она. Председатель комитета заявила, что командование в курсе происходящего и поясняет, что «работает над этим». Чтобы урегулировать происходящее, Митрофанова обратилась к уполномоченному по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой.

«За один месяц с этим не справиться»

Омбудсмен в свою очередь подтвердила 66.RU, что ей поступало обращение о вымогательствах в Уссурийске. По ее словам, в том районе служат 30 контрактников из Свердловской области.

«Поборы вокруг этих частей действительно есть. Факт этот подтверждается. Наших людей, которые обращались, мы вроде оградили. Теперь дело за уполномоченным по правам человека Приморского края. Я направила ему свое письмо», — прокомментировала Мерзлякова. Она добавила, что ее коллега сейчас занимается ситуацией, но «за один месяц с этим не справиться». Также она отметила, что связалась с прокуратурой и военно-следственным комитетом Свердловской области.

В Военной прокуратуре Уссурийского гарнизона сообщили, что им не поступали сообщения о вымогательстве денег у контрактников. 66.RU направил официальный запрос в Восточный военный округ, чтобы узнать, почему долгое время происходят поборы и почему, если офицеры в курсе, ситуация не меняется.