Как заявил адвокат Иван Сидоров, возможно, были пытки в Челябинске или еще где-то, но его подзащитный знал, что его должны привезти в Москву, а там будет понимание, что дальше. По словам защитника, если подтвердится, что у Тесака не было повода для суицида, это будет значить, что ему кто-то помог.
Сейчас Сидоров пытается получить дополнительную информацию о случившемся. Во ФСИН ему отказались предоставлять дополнительные сведения, пока он не подтвердит, что является адвокатом погибшего. Сидоров намерен связаться с областной Общественной наблюдательной комиссией, чтобы инициировать проверку, пишут «Известия».
Вице-президент Российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников также не уверен, что Тесак покончил жизнь самоубийством. По его словам, во время пребывания в заключении в Москве в ходе проверок он много улыбался и шутил.
Иван Мельников подчеркнул, что в колониях ему приходилось сталкиваться со случаями суицида. Но, по его словам, чаще всего это происходило в первые дни после того, как заключенный попадал в СИЗО. Это пытались сделать те, кто страдал от ломки из-за употребления наркотиков, или те, кому грозили большие сроки, говорит Мельников. Он отметил, что были и такие прецеденты, когда на телах тех, кто якобы покончил жизнь самоубийством, обнаруживались следы побоев.
«Если действительно были сведены счеты с жизнью, то здесь нужно проверять два момента: не было ли доведения до самоубийства или не имела ли место халатность», — заявил Иван Мельников.
Родители активиста потребовали возбудить уголовное дело об убийстве их сына. Адвокат Алексей Михальчик, представляющий интересы отца погибшего, подал соответствующее заявление. Там говорится: «Марцинкевич М. С. морально устойчивый, волевой человек, который никогда не высказывал суицидальных намерений. Он жаловался защитнику на пытки, которым его подвергают с целью склонения его к признанию в совершении преступлений, которых он не совершал».
Руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков написал в своем телеграм-канале, что смерть Тесака выглядит как минимум как доведение до самоубийства. «Надеюсь, адвокаты смогут прокачать эту тему», — отметил он.
Движение националистов потребовало расследовать пытки и смерть Марцинкевича. Их руководитель Владимир Басманов сообщил, что направил обращение в СК по факту применения пыток, доведения до самоубийства, а также возможного убийства.
Еще в 2014 году Марцинкевич говорил, что не собирается убивать себя. «Если вдруг на пересылке я вскрою вены или повешусь — значит, мне помогли. Очень сильно», — утверждал он.
Между тем в пресс-службе СУ СК России по Челябинской области накануне заявили, что у следствия нет оснований полагать, что смерть Максима Марцинкевича носит криминальный характер. Как сообщили в ведомстве, по данному факту проводится процессуальная проверка: опрашивают свидетелей и проводят необходимые исследования. В СК сообщили, что при наличии оснований они дадут оценку действиям сотрудникам учреждения, где содержался заключенный.