Полицейские Екатеринбурга передали в суд уголовное дело против 30-летнего Максима Шибанова, он обвиняется по ч. 1 ст. 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»). Поводом для возбуждения дела стал конфликт Шибанова с журналистом Максимом Румянцевым, который вел прямую трансляцию из сквера у Театра драмы 7 апреля прошлого года. В тот день там проходила акция против строительства в сквере храма Святой Екатерины.
Судя по опубликованным в соцсетях видеозаписям, Румянцев в ходе репортажа назвал протестующих «бесноватыми». Шибанову, который, по его словам, оказался в сквере случайно, это не понравилось.
«Может, у вас энурез был, поэтому вы так себя ведете?» — в результате спросил Румянцев у Шибанова. «Я вам сейчас челюсть сломаю, если вы будете меня оскорблять», — ответил ему оппонент. «Сломайте челюсть мне, сломайте. За слова отвечаешь? Тогда бей. А если не можешь ударить, тогда и не бросайся такими словами. Все, девочка, до свидания», — заявил Румянцев. После этого Шибанов его толкнул, журналист упал на землю, но сразу поднялся и продолжил вести трансляцию.
Шибанова задержали полицейские. Он написал на Румянцева заявление об оскорблении чести и достоинства. Тот в свою очередь ответил своим заявлением. В возбуждении дела по заявлению Шибанова отказали. По заявлению Румянцева Шибанова привлекли как обвиняемого.
По версии следствия, Шибанов ударил Румянцева, чтобы намеренно причинить ему вред, в результате журналист упал и получил ушиб головного мозга.
Представители Шибанова считают дело сфабрикованным. Они, в частности не согласны с формулировкой из обвинительного заключения о том, что Шибанов «на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений учинил конфликт с Румянцевым». Адвокат Дмитрий Жикин считает, что это «неосторожность в чистом виде», но никак не умышленное преступление. «В неосторожной форме вины нет. Мальчишку просто незаконно привлекают к уголовной ответственности. Каким образом Шибанов учинил конфликт, если на видео видно, что его начал Румянцев?» — заявил Жикин Znak.com.
Защитники Шибанова нашли в деле много нестыковок. Так, во время одного дознания Румянцев заявил, что падал в обморок, во время другого — что не падал. Адвокаты настаивали на проведении следственного эксперимента, но получили отказ, хотя на такую необходимость указывали судмедэксперты. Также они считают, что вторая судмедэкспертиза прошла с нарушениями, поскольку ее провели за день до того, как адвокаты Шибанова пришли к дознавателю, чтобы составить свои вопросы для экспертизы. Еще один подозрительный момент — уголовное дело было возбуждено почти через год после случившегося.
Адвокаты обратили внимание на то, что осенью 2019 года, через несколько месяцев после инцидента в сквере, Румянцев занял призовые места в соревнованиях по конкуру. По мнению адвоката Сергея Мосюка, после травмы головы он бы не смог тренироваться.
«Полиция не отказывала в возбуждении дела в принципе, очень долго готовилась судебно-медицинская экспертиза. Она могла быть начата только после того, как пройдешь курс лечения. Это вопрос к дознанию. Но они возбудили дело, когда пришли результаты экспертизы, все просто, это процессуальный момент», — прокомментировал Румянцев ход расследования. Он пообещал подробно высказать свою позицию в суде.
Статья, по которой завели дело против Шибанова, предусматривает наказание в виде ограничения свободы до трех лет, либо принудительные работы до трех лет, либо арест до шести месяцев, либо лишение свободы до трех лет.