Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Как полицейские узнали, что у Александра Литреева в носке наркотики. Три версии

судебная хроника как страшно жить Александр Литреев
25 февраля 2020, 17:30
Фото: Дмитрий Антоненков, 66.RU
Создатель приложения «Красная кнопка» прилетел в Екатеринбург, чтобы посетить Ельцин Центр и увидеться со знакомой. Он заказал наркотики, встретился с девушкой и вместе с ней поехал забирать закладку на шеринговом авто. Когда они вернулись в гостиницу, где остановился Александр, на стоянке их уже ждали сотрудники ДПС. 66.RU поговорил со знакомыми и адвокатом IT-специалиста, чтобы понять, как правоохранители вышли на него сразу после покупки MDMA.

Александр Литреев прилетел в Екатеринбург 22 февраля всего на сутки — об этом визите знала девушка, с которой он собирался встретиться, и знакомые Литреева в Санкт-Петербурге, откуда он родом.

«Это был первый визит Александра в Екатеринбург <…>, эту поездку он планировал давно, она не была спонтанной. Про «я планирую посетить центр Бориса Ельцина» Саша мне говорил, про «я планирую встретиться с девушкой» — нет», — рассказал 66.RU Ярослав Чуйков, друг Александра и председатель Петербургского отделения общественного движения либералов за личные, экономические и политические свободы «Чайный клуб».

Литреев забронировал номер в гостинице, арендовал шеринговый автомобиль и, вероятно, в этот момент заказал наркотики через интернет-магазин. Алена Кулагина, с которой встретился Александр, рассказала 66.RU, что узнала о покупке веществ до того, как они вместе поехали за закладкой. «Мы сразу поехали [в отель] после этого (как забрали наркотики, — прим.). Хотели погулять по городу чуть позже, когда Саша вещи в отеле оставит», — объяснила она.

На стоянке у гостиницы их уже ждали сотрудники ДПС. Литреев отказался показывать им телефон, тогда его повалили на землю, применили силу и обыскали. В носке на правой ноге IT-специалиста обнаружили наркотик MDMA весом до одного грамма. 66.RU подробно рассказывал о задержании, но до сих пор неизвестно, как силовики узнали о покупке наркотиков и месте, куда Александр приедет с ними. На суде озвучили лишь то, что полицейским «поступила информация».

Версия № 1. «Подставная» девушка

Пользователи соцсетей предположили, что о наркотиках у Александра полицейским сообщила Алена Кулагина. Девушка якобы рассказала силовикам о приезде Литреева в Екатеринбург и его намерении купить вещества. В соцсетях опубликовали ссылки на аккаунты Алены в VK, Instagram и другие данные. После этого студентка УрФУ заявила о поступающих угрозах. Она действительно дала на Александра показания, а по делу проходит как свидетель.

Однако и Алена, и знакомые Александра опровергают донос с ее стороны. «Алена просто хотела покататься на дорогой тачке и [переспать] с симпатичным мальчиком, а теперь стала врагом Интернета №1. <…> Еще раз: ей только исполнилось 18 лет, она не оппозиционер, не юрист, она не знала про статью 51 [Конституции «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого»]. Она просто испугалась и хотела, чтобы это быстрее кончилось», — написал в Telegram-канале знакомый Александра, участник «Чайного клуба» Артем Владимиров.

В разговоре с 66.RU Алена сказала, что пыталась выяснить у полиции, откуда там узнали о наркотиках: «Правда, я не знаю, кто мог донести на него. Полиция мне тоже на этот вопрос не ответила».

Версия № 2. За Литреевым давно следили

До задержания в Екатеринбурге Александр Литреев уже имел дело с полицией. 1 февраля после лектория в Москве у него и трех его друзей проверяли документы.

«Едва успел сесть в [арендованную] машину, как ее окружили полицейские, потребовавшие тоже что-то типа покажите-предъявите-выйдите, их (полицейских) тогда начали снимать на камеру, им это очень не понравилось», — рассказал Ярослав. Он добавил, что «Сашу периодически пасли», возможно, из-за проекта «Русский слон», где шла деанонимизация силовиков.

«Саша жаловался на слежку, мне рассказали, что у Саши были проблемы с ментами в Москве и Питере. Либо это, либо он просто попал под стандартную схему ментов: сами продают, сами ловят, потом забирают деньги за освобождение. Просто Саша политический, его выгоднее для звездочек на погоны посадить, чем отпустить за взятку», — заявил 66.RU Владимиров.

В пользу версии о слежке говорит и то, что Александра Литреева задержали не у места закладки, как это бывает обычно, а у гостиницы, где он остановился. «Здесь как-то хитро получилось. Он с места [где забрал наркотики] уехал, какое-то время поездил, и у отеля его берут. Этот вопрос непонятен нам тоже», — сказал адвокат Литреева Алексей Бушмаков.

Версия № 3. Случайность

Экс-глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман считает произошедшее случайным стечением обстоятельств. «Литреева задержали сотрудники ДПС. Они видели, как он поднял закладку и сунул в носок. Его никто не вел. Это чистая случайность (закономерность), связанная с наркотиками», — написал он в Twitter.

Адвокат Алексей Бушмаков заявил 66.RU, что Александр не употребляет наркотики. «Решил попробовать, говорит, и не дома, а чтобы подальше от дома (Санкт-Петербурга, — прим.) это было, чтобы никто не знал и не видел». В моче Литреева наркотиков не нашли. В анализах его подруги медики, по словам юриста, обнаружили следы наркотических веществ. Алена это комментировать не стала, официальных подтверждений этому нет.

  • Александра Литреева задержали 22 февраля, позже арестовали на два месяца. Ему вменяют ч. 1 ст. 228 УК РФ «Незаконное приобретение наркотиков».
  • 23-летний Литреев основал компанию «Vee Security Россия», которая во время блокировки Telegram предлагала прокси для обхода блокировок, а также создал проект «Красная кнопка», с помощью которого можно сообщить правозащитникам о собственном задержании на митинге. Кроме того, Александр занимается деанонимизацией силовиков и входит в общественное движение либералов за личные, экономические и политические свободы «Чайный клуб».
  • Активисты «Чайного клуба» организовали сбор средств на оплату услуг защитника Александра Литреева, анонсировали пикеты в поддержку и создали бота для писем арестованному программисту.
Мария Лебединская