Расследование 66.RU началось с информации об убийстве в феврале 2015 г. в ИК-2 жителя Карпинска — осужденного Антона Штерна. Его забили насмерть в туалете колонии. Поначалу делу пытались придать окрас «национальной розни». Якобы между Антоном и осужденным уроженцем Азербайджана произошел конфликт, переросший в драку. Но после огласки и резонанса следователи признали: Штерна забили в ходе вымогательства у него денежных средств.
О том, что на екатеринбургской «двойке» действовала система вымогательства денег и явок с повинной, мы рассказывали два года назад.
Расследование по делу Штерна завершено, а за его убийство с тех пор ответили четверо осужденных ИК-2, приговоренных к срокам от 1,5 до 5,5 лет колонии. Примечательно, что никто из администрации колонии за убийство Антона никакого наказания не понес. Даже несмотря на то, что подсудимые заявляли, что это руководство учреждения заставляло их издеваться над другими осужденными и в случае отказа они сами бы стали жертвами пыток.
Вместе с приговором, оглашённым 31 января 2017 г., Верх-Исетский суд вынес только частное определение в адрес руководства «двойки». Суд установил, что администрация колонии «в нарушение Уголовно-исполнительного кодекса РФ контроль за осужденными не вела. Нарушение должно быть устранено».
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
На момент гибели Антону исполнился 21 год. |
Таким поворотом недовольны родители Антона Штерна. Именно они, пока была возможность, ежемесячно переводили по 15 тыс. руб. на счет матери одного из «активистов» колонии Бессоновой.
— Конечно, наказание должна была получить вся администрация колонии. Я собираюсь приехать на приговор, чтобы плюнуть в лицо Белоусову, если получится. Или хотя бы просто посмотреть ему в глаза.
Между тем следователи не нашли доказательств причастности замначальника колонии, курирующего вопросы безопасности и оперативной работы, Михаила Белоусова к убийству Штерна, несмотря на то что уже по следующему делу, возбужденному по факту пыток и вымогательств на ИК-2, представители СКР официально подтвердили, что созданная на «двойке» пыточная система подчинялась администрации.
— Истязания и насильственные действия сексуального характера фиксировались осужденными на камеры сотовых телефонов и затем демонстрировались заместителю начальника ИК-2 в качестве подтверждения выполнения данных им указаний. Следствие полагает, что заместитель начальника ИК-2 отдавал эти незаконные указания осужденным лицам из числа «актива» с целью создания обстановки единоличного подчинения ему всех заключенных ИК-2 и повышения показателей своей деятельности в части организации оперативной работы и деятельности оперативного отдела ИК-2, который он курировал.
По мнению следователей, за свою работу активисты содержались в лояльных условиях, им предоставлялись дополнительные права и игнорировались нарушения некоторых правил внутреннего распорядка исправительного учреждения.
Типичный образчик «трудовой деятельности» активистов ИК-2.
— Белоусов ложно понимал интересы службы. Скорее всего, изначально ситуация создавалась не для выбивания денег, а для внутрикамерной разработки, раскрытия преступлений. Просто система дала сбой. Человек почувствовал, что может решать судьбы других людей, и начал своевольничать.
Уголовное дело Белоусова и его «активистов» рассматривалось судом в закрытом режиме, куда не допускались зрители и журналисты. А потому подробности расследования так и остались неизвестными широкой публике. О нем остается судить только по косвенным фактам.
Так, к примеру, Павел Молдаван — отбывавший наказание в 2014–2015 гг. в ИК-2, тогда одним из первых открыто заявил о вымогательствах со стороны «активистов». С него требовали уплаты сначала 150 тыс. руб., а после — трех миллионов. Однако следователи отказали в возбуждении уголовного дела. Сегодня Молдаван продолжает отбывать наказание уже в ИК-51. Он утверждает, что его близкие перевели на счета вымогателей в общей сложности около миллиона рублей. Причем, по его словам, в нижнетагильской колонии вымогательства продолжились.
А вот другой герой тех событий (в черной кепке), вместе с активистами отдыхает перед воротами колонии. |
Мы специально не будем упоминать его имени, хотя эти данные есть в распоряжении редакции. Бывшие и нынешние осужденные ИК-2 рассказывают, что он принимал непосредственное участие в пытках и издевательствах. Его фамилия даже упоминается в следующем видеоролике, снятом активистами на территории «двойки» после очередного убийства, произошедшего, правда, не из-за денег, а из-за простого шоколада.
Сейчас он уже освободился и, как выяснили журналисты 66.RU, проживает в Сочи. В рамках расследования дела о пытках и вымогательствах следователи его допросили — на этом всё и закончилось. В число обвиняемых он не попал.
Ничего не известно и о том, как распределялись денежные средства, уплачиваемые вымогателям.
Фото: архив 66.ru |
---|
Руководитель ГУ ФСИН по Свердловской области Сергей Худорожков приказом Владимира Путина от 1 мая 2016 г. отправлен в отставку. |
Стоит отметить, что скандал с ИК-2 отразился и на карьере начальника ГУ ФСИН по Свердловской области Сергея Худорожкова. Официально же после его отставки в мае 2016 г. было объявлено, что он сложил полномочия по выслуге лет, чтобы уйти на пенсию. С тех пор в тюремном ведомстве Среднего Урала сменяются временные руководители.
Обновилось руководство и на «двойке». После зачистки, согласно официальным данным регионального Управления ФСИН, ситуация в ИК-2 кардинально изменилась.
— Колонию регулярно проверяют, в том числе и представители прокуратуры. Фактов существования системы «активов» зафиксировано не было.
Впрочем, некоторые осужденные утверждают, что и при новом начальнике «двойки» Дмитрии Чурикове поборы продолжаются. Хотя и не носят такого тотального характера, как при прошлых руководителях.
Приговор Белоусову и активистам огласят сегодня в Верх-Исетском суде Екатеринбурга.