Сотрудники Следственного комитета возбудили ряд уголовных дел после публикаций 66.RU о том, как в екатеринбургской ИК-2 одни осужденные пытают других, вымогая с них деньги и явки с повинной.
По данным следствия, двое бывших осужденных, заключивших сделку со следствием, — это житель Верхнепышминского района, обвиняемый по ч. 4 ст. 33, пп. «а», «д», «е» ч. 2 ст. 117 УК РФ (подстрекательство к истязаниям в отношении нескольких лиц, совершённым группой лиц по предварительному сговору, с применением пытки), а также екатеринбуржец, обвиняемый по п. «а» ч. 2 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершённые группой лиц по предварительному сговору).
Как сообщили 66.RU в пресс-службе СУ СКР по Свердловской области, житель Верхнепышминского района, отбывая наказание в ИК-2 в период 2012–2013 гг., систематически избивал других заключенных и «психологически издевался» над ними, подстрекал других осужденных, организовывать побои и издевательства. Пытки он снимал на камеру телефона.
Как установило следствие, в этот период времени обвиняемый занимал должность завхоза карантинного отделения и действовал по прямому указанию заместителя начальника ИК-2 по оперативной работе Михаила Белоусова.
|
---|
После начала расследования сотрудники СК сличали туалет карантина ИК-2 с кадрами пыток. Так им удалось идентифицировать место, где одни зэки издевались над другими. |
Согласно материалам второго уголовного дела, в 2012 г. другой обвиняемый (екатеринбуржец), также отбывая наказание в ИК-2, совершил насильственные действия сексуального характера в отношении одного из заключенных. Свои действия он снимал на видео, а запись впоследствии передал Белоусову.
Оба обвиняемых полностью признали свою вину и заключили досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием. Это значит, что их дела будут рассмотрены судом в особом порядке, а судья не сможет назначить им наказание более 2/3 от максимального. Таким образом, следователи готовятся запустить процедуру преюдиции на все расследование о пытках в ИК-2.
Преюдиция — это норма права, обязывающая судью принимать факты, установленные ранее. То есть, получив приговор по первым двум участникам группы (которые в суде не сопротивляются в ожидании максимального смягчения наказания), следователи автоматически получают признание судом факта совершения преступления со стороны всей группы. Судье, которому достанется рассмотрение дела основного костяка нападавших, останется только установить степень их участия и вины в произошедшем. Проще говоря, после того как приговоры двум заключившим сделку со следствием обвиняемым по делу о пытках в ИК-2 вступят в силу, остальные шестеро обвиняемых де-юре признаются виновными.
Чтобы скрыть происходящее в карантине ИК-2, с заключенных брали такие расписки. |
Остальные обвиняемые — это еще пятеро бывших заключенных ИК-2 и замначальника колонии Михаил Белоусов. Последнего следователи подозревают в «превышении должностных полномочий, совершённом с применением насилия», и «организации истязания в отношении нескольких лиц, совершённого группой лиц по предварительному сговору, с применением пытки». Пятеро бывших осужденных (в зависимости от преступной роли каждого из них) обвиняются в «истязаниях с применением пыток», «насильственных действиях сексуального характера» и «незаконном лишении свободы».
Дмитрий Антоненков; архив 66.ru