Напомню хронологию событий. Примерно в половине восьмого утра директор Дорожной клинической больницы Михаил Свердлов за рулем Volkswagen Touareg выехал с закрытой охраняемой парковки дома №44 на улице Крауля. Автомобиль повернул направо, на довольно узкий выезд на улицу Токарей. Из-за припаркованных на обочине автомобилей там остается только одна полоса для движения, так что Touareg ехал впритык к пешеходной части. Стрелял по Свердлову, предположительно, пешеход. В пользу этого говорит хотя бы то, что второму автомобилю там просто негде было проехать, так что дорожный конфликт между водителями рассматривать не будем.
По сообщениям пресс-службы Следственного комитета, органы изучают две версии конфликта: на личной или профессиональной почве. В обсуждениях на форумах и в социальных сетях горожане добавляют еще одну гипотезу: Михаил Свердлов мог просто повздорить с незнакомым случайным прохожим и в ответ получил пулю.
Рассмотрим все три версии.
Допустим, пешеход переходил дорогу, а Свердлов его не пропустил. Пешеход увернулся от Touareg и от злости в ответ открыл пальбу по его водителю. Такое могло быть. Такое случается.
Большинство источников сообщают, что нападавший использовал травматическое оружие. А «резинострелы» нередко пускают в ход именно в бытовых конфликтах. Например, 15 марта в одном из кафе Екатеринбурга в ходе ссоры от резиновых пуль пострадали семь человек.
Но если бы г-н Свердлов не пропустил пешехода, когда выезжал с территории дома, эту ситуацию наверняка видел бы охранник парковки, чья будка находится на выезде. Но он уверяет, что только слышал хлопки выстрелов.
А когда директор клиники выехал с парковки, обочина справа от него была заставлена припаркованными автомобилями. И откуда мог выскочить пешеход — не очень понятно.
Судя по всему, в Свердлова стреляли с тротуара, который на этом фото виден справа (слева — по ходу движения автомобиля). Противоположная часть улицы заставлена машинами и засыпана снегом. |
Кроме того, от пешеходной части дорогу отделяет заваленный снегом газон. Так что, если нападавший действительно перебегал улицу (в любую сторону), он должен был форсировать глубокий сугроб, хотя буквально в паре метров от этой точки есть куда более удобный участок для перехода на другую сторону.
Как еще потерпевший мог насолить нападавшиему? Облить его грязью, например. Но не в тот день — было морозно, потому сухо.
Возможно, человек с пистолетом бежал через дорогу к припаркованной на другой стороне машине. Но тогда почему он с места происшествия убежал, а не уехал?
В общем, версия слабая и очень хлипкая.
Версия вторая: заказное убийство
В пользу этого говорят неподтвержденные сведения о том, что стрелок довольно долго поджидал свою жертву на тротуаре. Да и место для нападения выбрано грамотно. Выезжающий с парковки на узкую улицу внедорожник не мог быстро набрать скорость и ехал рядом с пешеходной зоной. То есть нападавший открыл огонь почти в упор. Тот факт, что он не сумел убить Свердлова, еще ни о чем не говорит: наемными убийцами не всегда становятся умелые стрелки.
Несостоятельность этой версии в другом — травматическое оружие. Убить человека резиновой пулей сквозь стекло автомобиля весьма затруднительно по двум причинам.
Первая причина — травматика недостаточно убойна. Я сам думал о приобретении такого оружия и близко познакомился с большинством имеющихся на рынке «резинострелов». Есть, конечно, несколько моделей, которые при условии использования дорогих и редких патронов теоретически могут разбить вдребезги два автомобильных стекла, попутно ранив в голову водителя. Но они встречаются довольно редко. И застрелить человека насмерть даже из такого образца травматики крайне сложно.
Вторая причина — даже самая убойная травматика стреляет весьма неточно и может промазать при стрельбе в упор. Если у несостоявшегося киллера хватило ума грамотно выбрать позицию, то он должен был сообразить, что такого оружия недостаточно для умышленного убийства.
Граждане, первыми побывавшие на месте происшествия, утверждают: помимо разбитых стекол у Touareg была сквозная пулевая дырка в водительской двери. А вот это уже означает использование полноценного огнестрельного оружия. Тогда нельзя исключать причастность киллера. Но если подтвердится факт использования только травматического оружия, то версия о заказном убийстве не выдерживает критики.
Что ж это за травматика разбила водительское стекло, ранила водителя, а затем вышла через заднее пассажирское окно? |
Cамый логичный, на мой взгляд, сценарий. На Михаила Свердлова напал некий злопыхатель, не имевший прямого намерения убить его. Что именно неизвестный не поделил с директором дорожной больницы — неизвестно. Но если стрелок знал, где и когда поджидать Свердлова, значит, знал его адрес и примерный распорядок дня.
Предположительно, стреляли отсюда. |
То есть некто обиженный мог взять травматический пистолет, подкараулить директора больницы, утолить жажду мести и убежать. Кстати, пули от травматического оружия идентификации практически не поддаются, что затрудняет поиск тех, кто такое оружие применяет.
Надо отметить, что наши сограждане нередко пускают в ход как травматическое, так и боевое оружие, для того чтобы отомстить за обиду.17 февраля, например, ссора двух мужчин на Уралмаше окончилась стрельбой из охотничьего карабина и убийством одного из них.