3 декабря 2007, 11:08

Астрономы увидели Санта-Клауса в туманности Ориона

С помощью рентгеновского телескопа XMM-Newton астрономы неожиданно обнаружили в туманности Ориона большое облако раскаленного газа, причудливая форма которого напоминает Санта-Клауса.
Об этом сообщает Европейское космическое агентство (ESA) в своем пресс-релизе.

Туманность Ориона - сравнительно близкая к Земле звездообразующая область, содержащая в том числе и звезды, масса которых значительно больше массы Солнца. Судя по всему, обнаруженное в ней горячее облако возникло благодаря взаимодействию звездного ветра с межзвездным газом.

Ветер от массивных звезд, особенно от Тета-1 Ориона С (40 солнечных масс, температура поверхности 40 тысяч градусов Цельсия), сталкиваясь со сравнительно плотным межзвездным газом на большой скорости, приводит к разогреванию газа до миллионов градусов.

В оптическом и инфракрасном спектре этот горячий газ невидим, кажется, что на огромном участке туманности просто ничего нет. В рентгеновском же спектре отчетливо видно большое облако, по форме, на взгляд европейских астрономов, немного напоминающее Санта-Клауса. Скорее всего, на самом деле горячий газ заполняет всю туманность, а XMM-Newton видит лишь ту его часть, рентгеновское излучение которой не поглощают расположенные перед туманностью области холодного газа.

Открытие было сделано в ходе поиска молодых звезд: многие полученные снимки свидетельствовали о наличии слабого рентгеновского фона. Когда исследователи наконец решили обратить на него внимание, они выяснили, что источником рентгена является раскаленный газ.

Наличие "Санта-Клауса" в туманности Ориона оказалось неожиданностью: ранее считалось, что для образования таких облаков нужно гораздо большее количество массивных звезд или даже вспышка сверхновой.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.