4 декабря 2007, 09:48

Обнаружена мумия гадрозавра

Группа британских и американских исследователей представила журналистам предварительные результаты исследования мумифицировавшегося скелета гадрозавра
Скелет характерен тем, что на нем удивительным образом сохранилась значительная часть кожи, сообщает National Geographic.

Останки гадрозавра (утконосого динозавра - крупного ящера, передвигавшегося на двух ногах) обнаружил в 1999 году в Северной Дакоте Тайлер Лайсон (ныне аспирант-геолог Йельского университета). Ящер, получивший прозвище "Дакота" не просто хорошо сохранился, а мумифицировался: часть костей по-прежнему обтянута неповрежденной кожей.

Как правило, скелеты ископаемых животных редко доходят до нас в целом виде: их повреждают хищники, стервятники, погодные условие, неблагоприятные почвы. Бактерии обычно уничтожают кожу до того, как она минерализуется. Однако "Дакота" избежал всех этих опасностей и умудрился просуществовать почти неповрежденным примерно 67 миллионов лет.

10-тонные останки ящера были целиком отправлены на компьютерную томографию. NASA и "Боинг" предоставили ученым доступ к огромному сканеру, использующемуся обычно для авиационного и аэрокосмического оборудования. Полученные снимки показали, что масса хвоста, ног и задней части гадрозавра, скорее всего, была на 25 процентов больше, чем предполагалось. Это означает, что ноги 12-метрового и 35-тонного гиганта были мощнее, чем считалось ранее.

Компьютерные модели показывают, что "Дакота" мог развивать скорость до 45 километров в час - гораздо больше, чем знаменитый тираннозавр (32 километра в час). С эволюционной точки зрения это вполне закономерно, отмечают исследователи: тираннозавры предположительно охотились в том числе и на гадрозавров, логично, что жертвы научились бегать быстрее хищников. С другой стороны, существующие модели могут давать ошибку в оценке скорости до 50 процентов, признаются ученые, так что полностью на эти данные полагаться нельзя.

Исследование кожи, которое пока еще не закончено, может позволить уточнить, как возникли и развивались гадрозавры. Ученые также надеются найти на скелете образцы неминерализовавшейся мягкой ткани, которые могут содержать белок.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.