20 августа 2007, 09:45

Биологи уточнили место долговременной памяти

Биологи из медицинского центра SUNY и израильского института Вейцманна уточнили особую роль неокортекса - области коры головного мозга - в хранении долговременной памяти.

В своей статье, опубликованной в последнем выпуске журнала Science, исследователи пишут, что для хранения воспоминаний синапсы неокортекса, который отвечает за многие высшие когнитивные функции, в том числе владение языком, должны постоянно подвергаться воздействию фермента, называемого протеинкиназа М-зета (ПКМ-зета). Важность ПКМ-зета для памяти и ранее была известна - так, его наличие в гиппокампе необходимо для хранения пространственных образов - однако его роль в неокортексе оставалась неизвестной.

Воспоминания, которые мы приобретаем с опытом, говорят исследователи, хранятся не "статически", а "динамически": они не записаны где-то раз и навсегда, а остаются в нашей памяти благодаря постоянному функционированию определенного молекулярного механизма, в котором активно участвует ПКМ-зета. Если этот механизм приостановить, часть воспоминаний может исчезнуть.

Эксперименты на крысах подтвердили эту гипотезу. При помощи условных рефлексов животных учили избегать определенных вкусов. Затем специальные инъекции блокировали доступ ПКМ-зета в область мозга, отвечающую за вкусовую память. Крысы начисто забывали приобретенные рефлексы и переставали бояться вкусов.

Подобные эксперименты проводились и раньше, однако в них крысы забывали не вкус, а определенное место в пространстве. Кроме того, на этот раз ученые смогли уничтожить рефлексы, выученные за месяц до инъекции (учитывая продолжительность жизни, для крыс месяц - как для человека несколько лет), такие давние воспоминания еще не удавалось стереть.

Влияние инъекции на способность к дальнейшему обучению не обнаружено. Исследование может оказаться полезным для лечения часто встречающихся патологий памяти.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.