За преступниками будут гоняться их собственные бактерии

17 марта 2010, 12:53
Набор индивидуальных бактерий в один прекрасный день смогут использовать для поимки преступников гораздо шире, чем ДНК и отпечатки пальцев, говорят авторы нового исследования.

Они считают, что бактерии, живущие на наших руках, так же уникальны для каждого, как и ДНК. И следы этого «персонального ДНК» остаются на поверхностях, к которым мы прикасаемся. Более того, их можно легко идентифицировать с человеком, который оставил те или иные следы.

Человеческий организм — внутри и снаружи — выступает «хозяином и принимающей стороной» для миллиарда бактерий и других микробов. В теле человека гораздо больше бактерий, чем клеток в организме.

В ходе предыдущих исследований Ной Фьерер из университета Колорадо в Боулдере и его коллеги обнаружили, что обычно на человеческой руке обитает около 150 видов бактерий, при этом от человека к человеку (скажем, при рукопожатии) передаются только около 13 процентов бактерий.

«Очевидный вопрос: можно ли определить конкретных людей, которые прикасались к тем или иным предметам», — говорит Фьерер.

Именно эту задачу поставили перед собой исследователи, чтобы проверить свою гипотезу. В частности, они соотнести набор бактерий, обнаруженный на ладонях и пальцах людей с теми, которые они же оставили на клавиатурах компьютеров и мышках.

В ходе первого опыта ученые тампонами сняли бактериальные «ДНК» с отдельных клавиш на клавиатурах трех персональных компьютеров и выявили их соответствие бактериям, которые находились на кончиках пальцев владельцев компьютеров. Они также сравнили компьютерные мазки с набором бактерий людей, которые никогда не касались той или иной клавиатуры. Результат был таков: бактерии владельцев компьютеров соответствовали максимально близко бактериям на клавишах, а вот у чужаков эти наборы идентификационных данных были иными.

Для второго теста ученые сняли данные с девяти компьютерных мышек, к которым более 12 часов не прикасались ничьи руки, и сравнили набор бактерий с мазками, взятыми с ладоней владельцев компьютеров. Они сравнили эти пары образцов с 270 случайными выборками с ладоней других людей, которые никогда не касались данных мышек. Опять же, мазки владельцев компьютеров соответствовали тем, что были взяты с каждой из компьютерных мышей, а случайные образцы — нет.

В ходе третьего эксперимента ученые также установили, что колонии бактерий, обитающих на коже лица, при комнатной температуре сохраняются в течение двух недель, что указывая на потенциальную возможность использования «личного набора» бактерий в качестве судебного инструмента.

«Каждый из нас в повседневной жизни оставляет свои уникальные следы», — отмечает Ферьер. — Хотя наш исследовательский проект пока еще находится на предварительной стадии, он может открыть новые горизонты для судебно-медицинской экспертизы, независимо от точности анализа ДНК и отпечатков пальцев».

Неприятная новость для преступников: мытье рук не поможет вам сорваться с крючка. Предыдущая работа того же Фьерера показала: бактериальные сообщества на руках прекрасно восстанавливаются в течение нескольких часов после мытья рук.