Обнаружена первая «суперземля» с атмосферой

17 декабря 2009, 11:30
Группа астрономов из США, Франции, Дании и Швейцарии зарегистрировала необычную экзопланету GJ1214b у красного карлика, расположенного на расстоянии 40 световых лет от нашей планеты.
К «суперземлям» принято относить экзопланеты с массами от одной до десяти земных; GJ1214b по массе превосходит нашу планету в 6,55 раза. Ее звезда, красный карлик GJ1214, в пять раз уступает Солнцу по размерам и более чем в 300 раз — по светимости, а температура его поверхности составляет всего 3 000 К.

Новая «суперземля» была обнаружена транзитным методом с помощью массива MEarth — восьми любительских 40-сантиметровых телескопов, размещенных на территории штата Аризона. Для определения характеристик GJ1214b использовался более точный прибор — спектрограф HARPS, установленный на 3,6-метровом телескопе в чилийской обсерватории Ла-Силла.

Как выяснилось, экзопланета совершает полный оборот вокруг своей звезды за 38 часов, а радиус ее орбиты равняется двум миллионам километров (радиус орбиты Земли, напомним, достигает 150 млн км). Температуру поверхности GJ1214b авторы оценили в 200 ˚C, а радиус — в 2,7 земного. Расчет плотности планеты показывает, что бóльшая ее часть должна состоять из воды, причем некоторая доля этой воды может находиться в экзотических модификациях (скажем, принимать форму льда VII).

При обработке результатов наблюдений авторы обнаружили, что измеренный радиус экзопланеты превышает значения, предсказываемые теоретическими моделями; на основании этого и был сделан вывод о наличии водородно-гелиевой атмосферы толщиной приблизительно 200 км, масса которой составляет лишь 0,05% от массы GJ1214b. Для того чтобы доказать факт существования атмосферы, ученым потребуются дополнительные наблюдения, выполнить которые может, к примеру, космический телескоп «Хаббл».