Ученые нашли причину массового вымирания пчел на пасеках США и Европы

25 августа 2009, 14:16
Так называемый синдром краха колонии пчел, приведший к опустошению трети ульев на пасеках США и Европы в 2006-2008 годы, вызывается вирусами, подавляющими синтез белков в тканях организма животных.
В этом уверены авторы исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Несмотря на то, что катастрофическое вымирание пчел в колониях продолжается уже не первый год, ученые до сих пор не могли установить точную причину этого явления. Некоторые были склонны винить в этом пестициды, распыляемые над опыляемыми пчелами полях для борьбы с вредителями, другие подозревали, что пчелы страдают от паразитов, таких, например, как клещи.

Команда ученых из Университета Иллинойса в США попыталась установить точную причину вымирания пчел, анализируя синтез белков в клетках тканей кишечника насекомых. По предположению ученых именно через эти ткани могло произойти отравление химикатами, и именно здесь работа иммунной системы по борьбе с инородными организмами происходит в наибольшей степени.

Для этого ученые использовали данные о полном геноме пчелы, который был расшифрован 2006 году. С его помощью ученые построили так называемые микромассивы данных, отражающие работу каждого из 10 тысяч генов в клетках кишечника пчел.

"Эти исходные данные позволили нам взглянуть сразу на работу всех генов в клетках здоровых и больных пчел и отбросить из рассмотрения ненужные гены в ходе анализа", - сказала ведущий автор публикации Мэй Беренбаум (May Berenbaum), слова которой приводит BBC.

Такой исчерпывающий анализ работы генов в клетках пчел не выявил усиленного синтеза белков, отвечающих за ответную реакцию насекомых к пестицидам, что позволило ученым заключить, что к их таинственному вымиранию химикаты не причастны. Кроме того, ученые не смогли выявить явных признаков того, что вирусы и паразитические организмы как-то влияют на работу генома по синтезу белков.

Единственная улика в организме пораженных болезнью пчел, за которую смогли зацепиться ученые - это множество фрагментов рибосом - органелл клеток, отвечающих за синтез всех без исключения белков в клетках. Ученые предположили, что виной этому особый тип вирусов, атакующих преимущественно рибосомы.

Эти вирусы, называемые пико-РНК вирусами за свой малый размер, "заставляют" рибосомы производить вирусные белки вместо собственных пчелиных. Если пчелы становятся жертвами сразу нескольких подобных вирусов, это может привести к износу рибосом и их разрушению, полагают авторы статьи.

Теперь ученым предстоит выяснить, какие именно вирусы из семейства пико-РНК вирусов приводят к опустошению к опустошению колоний пчел на пасеках США и Европы. Авторы статьи опасаются, что это явление может приобрести глобальный характер.