Эксперимент: комары выжили после года пребывания в открытом космосе

22 апреля 2009, 18:38
Более 80% личинок комаров-хирономид после года экспозиции в открытом космосе восстановили жизнеспособность.
Таковы результаты второго этапа эксперимента "Биориск-МСН", который проходил с июня 2007 года по июль 2008 года на МКС.

"Исследования показали, что личинки хирономид выживают и полностью восстанавливают метаболизм, и это свидетельствует о том, что многоклеточные земные организмы способны длительное время существовать в космическом пространстве", - сообщила в среду ИТАР-ТАСС заведующая лабораторией микробиологии среды обитания и противомикробной защиты Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Наталья Новикова.

Первый этап "Биориска", который длился полтора года, показал, что в жесткой космической среде способны выживать споры бактерий и грибов.

На втором этапе эксперимент усложнили: к прежним образцам добавили семена разных растений, икру карпозубых рыб, низших ракообразных в состоянии покоя и личинок комара - африканской хирономиды, способных в состоянии криптобиоза (высыхания) существовать в неблагоприятных условиях на протяжении десятков лет. "Это очень интересные насекомые, личинки которых способны выдержать воздействие радиации, спирта и перепады температуры от минус 270 до плюс 106 градусов", - пояснила Новикова.

Результаты исследований вернувшихся на Землю личинок поразили ученых, прежде всего процент выживаемости хирономид. Более половины личинок оказались механически поврежденными, что специалисты считают "следствием воздействия вибрации и перегрузок на этапах вывода и спуска оборудования "Биориск-МСН". Тем не менее, даже фрагменты тел комаров "были способны восстанавливать жизнедеятельность и сохранять ее на протяжении продолжительного времени в физиологическом растворе".

Исследования существования живых организмов в открытом космосе поможет решить важную для будущих межпланетных перелетов проблему планетарного карантина и планетарной защиты, подчеркнула Новикова.

Не исключено, что в ближайшее время ученые смогут найти ответ на вопросы, возможна ли доставка живых объектов на другую планету и не нарушит ли это эволюционное развитие местной экосистемы. "Не менее важно, с точки зрения жителей Земли, понять, могут ли быть доставлены на Землю микроорганизмы с других планет или побывавшие в космосе земные микроорганизмы, которые могут мутировать", - отметила Новикова.