Международная команда ученых из различных университетов мира — Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада), Университета Макгилла (Монреаль, Канада), Оксфордского университета (Великобритания) и Барселонского университета (Испания) — исследовала новый аспект обучения речи у младенцев. Они проверили, как воспринимают груднички речевую мимику и насколько важен этот стимул в раннем обучении речи. Прежде речевая мимика считалась вспомогательным стимулом при обучении, а то и вовсе не важным. Ведущая роль отдавалась различению и восприятию отдельных звуков, интонациям и эмоциональному настрою речи. Может ли одна только мимика без собственно звучания речи служить сигналом для настройки внимания младенца? Если может, то и этот сигнал важен для восприятия и обучения.
Психологи поставили эксперимент, который подтвердил это предположение. Малышам в возрасте 4, 6 и 8 месяцев (по 36 детишек каждого возраста) давали послушать беззвучную видеозапись диктора, произносящего одно предложение. Видеоклипы были записаны на английском и французском языках. В качестве основного количественного показателя заинтересованного внимания измеряли время фиксации взгляда на видеоклипе. Когда внимание рассеивалось на 60% (соотношение времени фиксации взгляда на экране и на посторонних предметах), считалось, что малыш потерял интерес к картинке, то есть он всё как следует изучил и ничего нового он на экране не увидит. В этот момент беззвучный диктор начинал говорить фразы на французском языке.
В качестве контрольного теста после 60-процентного рассеяния внимания малышам давали посмотреть другую фразу, но на их родном английском. Оказывается, малыши тут же реагировали на смену языка и начинали с новым интересом глядеть на экран. Это означает, что они понимали, что на экране появилось нечто новенькое. Смена же фраз без смены языка не слишком их интересовала. Так вели себя груднички до 6 месяцев. В возрасте 8 месяцев детей больше не интересовала смена языка диктора, то есть время смотрения на экран вне зависимости от смены языка не увеличивалось, а продолжало уменьшаться.
Авторы статьи заключают, что к этому возрасту значимая часть этой языковой информации уже воспринята малышом и, что важнее, теперь фонетическая стимуляция становится ведущей. А вот у двуязычных детей речевая мимика и в 8 месяцев продолжает играть важную роль в речевом обучении. Время рассматривания видеоклипов у 8-месячных билингвов при смене языка увеличивается. Оно и понятно, им ведь нужно усвоить в два раза больше языковой информации и неплохим помощником на первых порах служит речевая мимика. По словам авторов публикации, она направляет внимание младенцев на нужные звуки, помогает вычленить значимые звуки из общего звукового фона.
Вспоминается гениальное умозаключение одного академика:
"...При добыче урановых руд радиационный фон земной коры уменьшается, при захоронении увеличивается... Таким образом радиационный фон земной коры то уменьшается, то увеличивается!"
И ещё: "Штирлиц толкнул дверь левым плечом - дверь не открывалась. Тогда он толкнул дверь правым плечом - дверь не открывалась. Тогда он разбежался и всей массой ударился о дверь - дверь не открылась. Закрытая, догадался Штирлиц."