Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Зачем в инженеры, когда можно в доставку? Отвечают участники чемпионата «Хайтек»

14 ноября 2025, 15:31
Фото: Антон Буценко, 66.RU
В «Екатеринбург Экспо» на этой неделе проходил чемпионат высокотехнологичных профессий «Хайтек: навыки будущего». Проходил на фоне острого дефицита инженерных кадров – и рекордного роста зарплат курьеров в стране. Вопрос напрашивается сам собой: зачем стараться, если можно проще? Спектр мнений молодых инженеров и их наставников собирал Кирилл Зайцев.

По разным оценкам, стране не хватает около 600 тысяч инженеров практически всех специальностей — конструкторов, технологов, проектировщиков, сервисных и сетевых инженеров. Вместе с тем в миллионниках доходы курьеров в доставке доходят до 3–4 тысяч рублей за день, если без особого напряга. Если с напрягом и в Москве, то вообще до 20,5 тысяч в сутки. На этом фоне есть люди, которые делают спутники.

Причем в прямом эфире: прототип космического аппарата, способного нести полезную нагрузку, участникам «Хайтека» надо было создать за дни проведения конкурса. С нуля — и до работающего прототипа. Говорят, его позже и правда запустят в космос — мониторить радиационный фон: однажды человечество таки полетит осваивать другие планеты, но не долетит — всех убьет космическая радиация. Чтобы придумать пути решения заранее, радиационную обстановку и мониторят уже сейчас.

Зачем в инженеры, когда можно в доставку? Отвечают участники чемпионата «Хайтек»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Прототип спутника

Дисциплина «Инженерия космических систем» на конкурсе — командная, для постройки спутника в ход идет все: от навыков по 3D-моделированию до умения закручивать «гайки DIN934 сталь А4».

Зачем в инженеры, когда можно в доставку? Отвечают участники чемпионата «Хайтек»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Спрашиваю конкурсантов: зачем стремиться туда, где так сложно? Олег Субботин, участник чемпионата «Хайтек», отвечает:

— «Курьер — конечно, нужная профессия. Но мозги-то тоже нужно нагружать, кто-то должен и спутники делать. Стремиться к чему-то лучшему».

Зачем в инженеры, когда можно в доставку? Отвечают участники чемпионата «Хайтек»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Их наставник — главный эксперт компетенции «Инжиниринг космических систем» Александр Макаров — добавляет:

— «Инженеров не хватает, а их должно быть больше — чтобы курьерам вообще было, что разносить».

Зачем в инженеры, когда можно в доставку? Отвечают участники чемпионата «Хайтек»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Начинка» прототипа космического спутника

В следующем павильоне — другая крайность: за дни конкурса участникам там тоже надо собрать полностью действующий прототип, только не командой — как спутник — а в полном одиночестве и режиме «Человек-оркестр».

Зачем в инженеры, когда можно в доставку? Отвечают участники чемпионата «Хайтек»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Конкурсанты дисциплины «Изготовление прототипов» за работой.

Задание этого года — эксцентриковая шлифовальная машина, и дальше все сам: от создания точной 3D-модели через цифровое моделирование в CAD-программах до финальной сборки и окраски готового, работающего изделия. Отдельного технолога, конструктора или электронщика в помощь не дадут — все самому.

Зачем в инженеры, когда можно в доставку? Отвечают участники чемпионата «Хайтек»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Сложно? Да. Участники говорят, что от количества задач утром голова пухнет, и накрывает паника. Но все искупает один момент: «интересно»:

— «Когда был студентом, я участвовал в международном конкурсе «Формула Студент». И еще тогда сформулировал для себя: это не просто хобби, это стиль жизни. Ты этим или болеешь, или тебе не дано. Кто хочет легких денег и не хочет думать головой, конечно, выбирает несложные профессии. Но если нравится что-то делать руками, создавать, изобретать, пойдет в инженеры. Это же интересно», — говорит участник чемпионата «Хайтек» Никита Домашов.

Зачем в инженеры, когда можно в доставку? Отвечают участники чемпионата «Хайтек»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Никита Домашов, участник «Хайтек-2025»

По соседству работают с композитами (многослойные сложные материалы), напротив — по старинке, с железом. Потому что — ну а куда без него? А еще сварка и шлифовка. Правда, признают участники конкурса, новым отраслевым стандартом все чаще становятся 3D-принтеры. Причем не только для каких-то крупных задач. В прототипировании, то есть на самых ранних этапах создания продукта, их помощь трудно переоценить: от идеи до воплощения проходят считанные часы, если не минуты. Но и руки по-прежнему есть, куда приложить.

Зачем в инженеры, когда можно в доставку? Отвечают участники чемпионата «Хайтек»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Иронично, но наша экскурсия начинается с брошенного кем-то «маркетологов развелось…», а заканчивается на площадке компетенции… «Интернет-маркетинг». Потому что продукт — продуктом, он во главе угла и с него все начинается. Но если о качестве продукта знает только инженер и его ближайший круг, трудно ожидать рыночного или любого другого успеха.

Зачем в инженеры, когда можно в доставку? Отвечают участники чемпионата «Хайтек»
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Кирилл Зайцев