В октябре 2021 года правительство Челябинской области заключило с компанией «Синара — Городские транспортные решения» (входит в Группу Синара) концессионное соглашение о модернизации и последующей эксплуатации троллейбусной инфраструктуры в южноуральской столице. Изначально планировали, что 168 новых, необходимых городу троллейбусов закупят на стороне. Но в итоге компания открыла собственное производство в Челябинске, а власти это решение поддержали.
Челябинский завод городского электрического транспорта заработал весной 2023 года. 66.RU побывал на производстве, которое только недавно отметило первый день рождения, но уже поставляет троллейбусы «Синара-6254» в разные города страны, а теперь готовится выпускать электробусы.
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
«Завод может производить по одному троллейбусу в сутки», — начинает свой рассказ технический директор завода Евгений Некрасов. Сам процесс — от поставки металла до выгрузки готового транспорта — занимает 15 суток.
За это время каждая машина проходит путь через пять этапов: четыре производственных участка и диагностический комплекс.
Жизнь каждого троллейбуса зарождается на заготовительном участке. Именно сюда привозят листы металла и трубы горячего проката, которые обрабатывают на специальных станках.
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
На сварочном участке рабочие варят мелкогабаритные и крупноузловые детали, например, элементы рам, каркасы боковин. Затем детали проходят стадию общей сборки, превращаясь в «скелет» машины: каркас кузова, состоящий из 13 элементов.
Затем каркас отправляют на участок антикоррозийной обработки. Здесь маляры покрывают металл коррозионностойкими составами и сушат, подготавливая к сборке интерьера и экстерьера.
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Особенность и гордость производства — монолитная сэндвич-крыша троллейбуса. Она держится на 192 болтах и берет на себя основную нагрузку, поскольку основное тяговое электрифицированное оборудование находится на крыше. |
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Следующий шаг — процесс сборки. Троллейбусы «Синара» практически полностью российские. Металл, лакокрасочные материалы, элементы тягового оборудования и токоприемников, системы кондиционирования, элементы экстерьера и интерьера, мультимедийное оборудование доставляют на завод из разных городов: Саратова, Москвы, Набережных Челнов и Екатеринбурга.
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
С участка сборки машины отправляются в диагностический комплекс. Там происходит калибровка, регулировка, настройка и выезды на заводскую обкатку.
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
После успешно пройденных испытаний троллейбусы попадают в зону сдачи готовой продукции. Здесь их моют, полируют поверхности и в составе партии отправляют в очередной российский город.
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Готовый троллейбус отвечает всем современным требованиям — низкопольный, с бесконтактными валидаторами, зарядками USB, откидным пандусом и большой площадкой для людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детскими колясками.
Поручни и сиденья прикреплены к борту, а не полу, что увеличивает пространство внутри салона и позволяет мыть его с помощью робота-пылесоса.
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
Отдельная гордость разработчиков — эргономика кабины водителя. Рулевая колонка и все остальное пространство полностью регулируются под конкретного человека. Более того, управлять, нажимать на все кнопки водитель может, не отрывая спину от кресла.
Машина оснащена несколькими системами аварийного оповещения, устройством вызова экстренных служб, системами пожаротушения, девятью камерами видеонаблюдения в салоне, снаружи и на крыше троллейбуса.
Информацию пишут на «черный ящик» на 300 гигабайт, а также в режиме реального времени отправляют на пульт диспетчеризации. В безопасном режиме системы контролируют сверхнормативный разгон, не давая машине набирать скорость выше 70 километров в час. Кроме того, троллейбус не сможет начать движение, если открыты двери или водителя нет за рулем — об этом сообщит специальный датчик веса в кресле.
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
В троллейбусах установлен не просто кондиционер, а две системы климат-контроля: одна в кабине водителя, вторая в салоне. Они снимают информацию о температуре с внутренних и внешних датчиков и автоматически регулируют атмосферу в салоне и кабине. Машину можно эксплуатировать при температурах от -45 до +40 градусов.
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
«В условиях развития новых территорий, строительства новых районов, где нет специальной инфраструктуры для электротранспорта, такие троллейбусы с автономным ходом — оптимальное решение. Например, в рамках контракта по Челябинску машина при 20-градусных морозах прошла 23 километра автономно — это больше, чем предусмотрено техзаданием. У нас уже есть троллейбус с увеличенным ходом до 40 километров, в будущем планируем увеличить его до 60 километров», — рассказал Евгений Некрасов.
Сегодня новые троллейбусы уже работают на трех маршрутах в Челябинске, ежедневно на линии выходит 41 единица техники. Партия троллейбусов «Синара» из пяти машин ездит по Ярославлю. Еще один — по Екатеринбургу. Его компания подарила городу на 300-летие.
Сейчас завод готовит партию машин для Миасса, ведутся переговоры с рядом крупных российских городов.
Вскоре на площадке завода будет запущено производство электробусов. Один из них жители Екатеринбурга могли увидеть на выставке «Иннопром»: машина была выполнена в эксклюзивной окраске для Магнитогорска. Именно в этом городе первыми начнут работать электробусы «Синара».
Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
---|
В салоне троллейбуса «Синара», который передали Екатеринбургу |