Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы

общественный транспорт синара фоторепортаж
22 августа 2024, 15:15
Фото: Ирина Гершина для 66.RU
Группа Синара полтора года назад открыла в Челябинске завод, мощности которого теперь рассчитаны на производство 350 троллейбусов в год. Эти машины могут передвигаться на автономном ходу и стойко переносить жару и холод. В них есть все — от систем климат-контроля до камер наблюдения на крыше. О том, как производят такие троллейбусы и в каких городах их можно встретить — в нашем репортаже.


В октябре 2021 года правительство Челябинской области заключило с компанией «Синара — Городские транспортные решения» (входит в Группу Синара) концессионное соглашение о модернизации и последующей эксплуатации троллейбусной инфраструктуры в южноуральской столице. Изначально планировали, что 168 новых, необходимых городу троллейбусов закупят на стороне. Но в итоге компания открыла собственное производство в Челябинске, а власти это решение поддержали.

Челябинский завод городского электрического транспорта заработал весной 2023 года. 66.RU побывал на производстве, которое только недавно отметило первый день рождения, но уже поставляет троллейбусы «Синара-6254» в разные города страны, а теперь готовится выпускать электробусы.

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

«Завод может производить по одному троллейбусу в сутки», — начинает свой рассказ технический директор завода Евгений Некрасов. Сам процесс — от поставки металла до выгрузки готового транспорта — занимает 15 суток.

За это время каждая машина проходит путь через пять этапов: четыре производственных участка и диагностический комплекс.

Жизнь каждого троллейбуса зарождается на заготовительном участке. Именно сюда привозят листы металла и трубы горячего проката, которые обрабатывают на специальных станках.

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU
Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

На сварочном участке рабочие варят мелкогабаритные и крупноузловые детали, например, элементы рам, каркасы боковин. Затем детали проходят стадию общей сборки, превращаясь в «скелет» машины: каркас кузова, состоящий из 13 элементов.

Затем каркас отправляют на участок антикоррозийной обработки. Здесь маляры покрывают металл коррозионностойкими составами и сушат, подготавливая к сборке интерьера и экстерьера.

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

Особенность и гордость производства — монолитная сэндвич-крыша троллейбуса. Она держится на 192 болтах и берет на себя основную нагрузку, поскольку основное тяговое электрифицированное оборудование находится на крыше.

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

Следующий шаг — процесс сборки. Троллейбусы «Синара» практически полностью российские. Металл, лакокрасочные материалы, элементы тягового оборудования и токоприемников, системы кондиционирования, элементы экстерьера и интерьера, мультимедийное оборудование доставляют на завод из разных городов: Саратова, Москвы, Набережных Челнов и Екатеринбурга.

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU
Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

С участка сборки машины отправляются в диагностический комплекс. Там происходит калибровка, регулировка, настройка и выезды на заводскую обкатку.

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

После успешно пройденных испытаний троллейбусы попадают в зону сдачи готовой продукции. Здесь их моют, полируют поверхности и в составе партии отправляют в очередной российский город.

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

Готовый троллейбус отвечает всем современным требованиям — низкопольный, с бесконтактными валидаторами, зарядками USB, откидным пандусом и большой площадкой для людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детскими колясками.

Поручни и сиденья прикреплены к борту, а не полу, что увеличивает пространство внутри салона и позволяет мыть его с помощью робота-пылесоса.

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU
Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

Отдельная гордость разработчиков — эргономика кабины водителя. Рулевая колонка и все остальное пространство полностью регулируются под конкретного человека. Более того, управлять, нажимать на все кнопки водитель может, не отрывая спину от кресла.

Машина оснащена несколькими системами аварийного оповещения, устройством вызова экстренных служб, системами пожаротушения, девятью камерами видеонаблюдения в салоне, снаружи и на крыше троллейбуса.

Информацию пишут на «черный ящик» на 300 гигабайт, а также в режиме реального времени отправляют на пульт диспетчеризации. В безопасном режиме системы контролируют сверхнормативный разгон, не давая машине набирать скорость выше 70 километров в час. Кроме того, троллейбус не сможет начать движение, если открыты двери или водителя нет за рулем — об этом сообщит специальный датчик веса в кресле.

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

В троллейбусах установлен не просто кондиционер, а две системы климат-контроля: одна в кабине водителя, вторая в салоне. Они снимают информацию о температуре с внутренних и внешних датчиков и автоматически регулируют атмосферу в салоне и кабине. Машину можно эксплуатировать при температурах от -45 до +40 градусов.

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

«В условиях развития новых территорий, строительства новых районов, где нет специальной инфраструктуры для электротранспорта, такие троллейбусы с автономным ходом — оптимальное решение. Например, в рамках контракта по Челябинску машина при 20-градусных морозах прошла 23 километра автономно — это больше, чем предусмотрено техзаданием. У нас уже есть троллейбус с увеличенным ходом до 40 километров, в будущем планируем увеличить его до 60 километров», — рассказал Евгений Некрасов.

Сегодня новые троллейбусы уже работают на трех маршрутах в Челябинске, ежедневно на линии выходит 41 единица техники. Партия троллейбусов «Синара» из пяти машин ездит по Ярославлю. Еще один — по Екатеринбургу. Его компания подарила городу на 300-летие.

Сейчас завод готовит партию машин для Миасса, ведутся переговоры с рядом крупных российских городов.

Вскоре на площадке завода будет запущено производство электробусов. Один из них жители Екатеринбурга могли увидеть на выставке «Иннопром»: машина была выполнена в эксклюзивной окраске для Магнитогорска. Именно в этом городе первыми начнут работать электробусы «Синара».

Мощность — одна машина в сутки. Фоторепортаж с уральского завода, где строят инновационные троллейбусы
Фото: Ирина Гершина для 66.RU

В салоне троллейбуса «Синара», который передали Екатеринбургу

  • Группа Синара — один из претендентов на концессию электротранспорта Екатеринбурга. В 2024 году на «Иннопроме» правительство Свердловской области и Группа Синара договорились о сотрудничестве по вопросам развития городского электротранспорта в муниципальных образованиях Свердловской области.
  • В мае 2021 года «Синара» подписала концессионное соглашение о создании трамвайной сети и закупке нового подвижного состава для Таганрога. Общий объем финансирования составляет 11,8 млрд рублей. В рамках соглашения концессионер построил 45 километров трамвайных путей и поставил 50 единиц подвижного состава. В сентябре 2022 года и в январе 2023-го в Таганроге запустили движение трамваев по новым маршрутам.
  • В сентябре 2022 года «Синара — Городские Транспортные Решения Краснодар», власти Краснодарского края и администрация Краснодара подписали концессионное соглашение о развитии трамвайной сети. Согласно документу, до 2026 года «Синара» построит 36 километров новых путей и поставит 100 современных односекционных вагонов. В апреле 2023 года «Синара — ГТР Краснодар» начала работы по модернизации трамвайной сети, а в этом году в город пришли первые 12 трамваев.
  • В рамках проекта «Челябинский троллейбус» предполагается модернизировать всю контактную сеть города, запустить два современных депо и поставить 168 единиц подвижного состава. С сентября 2023 года троллейбусы «СИНАРА» работают на маршруте №19, с марта 2024 года — на маршруте № 12, а с июля 2024 — на линии № 10. Ежедневно поездки горожан обеспечивают новые троллейбусы в количестве 41 единицы.
  • В 2023 году Группа «Синара» в честь 300-летия Екатеринбурга подарила городу свою новинку — низкопольный троллейбус «Синара-6254» с USB-слотами для зарядки, Wi-Fi, системами климат-контроля. Троллейбус способен преодолевать дистанции до 80 километров без потребления энергии из контактной сети.
Александра Морозова