Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ворвись в геймдев за 10 дней». Что не так с онлайн-марафонами, обещающими вам новую профессию с нуля

«Ворвись в геймдев за 10 дней». Что не так с онлайн-марафонами, обещающими вам новую профессию с нуля
Фото: 66.RU
Наш автомобильный обозреватель битый год пытался найти себя в «новой востребованной профессии», проходил трехдневные онлайн-марафоны в надежде «стать 3D-дизайнером». Но он тут, по-прежнему с нами, и анализирует, почему эти курсы и марафоны — мусор.

Пока все страшно переживали за фильм Собчак про инфоцыган и возмущались марафонами желаний, где-то параллельно надувался еще один инфопузырь. Не такой гламурный и успешно успешный, тоже в целом безвредный, хоть и небесплатный.

  • «… 3D-портфолио с нуля, 7-дневный онлайн-курс для новичков»;
  • «… 3-дневный онлайн-курс для тех, кто хочет стать дизайнером и «получать от 70 000 в месяц»;
  • «… С нуля за 10 недель стать иллюстратором для индустрии игр и кино».
Фото: скрин 66.RU

Примерно так выглядит моя рекламная лента с момента начала карантина. Десятки «онлайн-школ» обещают мне «ворваться в геймдев», освоить «удаленную профессию» и «стать востребованным специалистом в самой перспективной индустрии».

Цена вопроса — от ₽290 за 7-дневный курс. И это еще выгодно отдают — вообще-то без скидки было бы все ₽2000 рублей! Дальше потолка нет: курсы разной степени интенсивности и с разными посылами продают и за ₽4000, и за ₽40 000.

Хотя попробовать можно и без денег, надо только написать в директ и получить ссылку на бесплатные пробные уроки. Звучит заманчиво, решил попробовать изучить Blender — среду для 3D-моделирования с широким функционалом, еще и freeware.

Записался на курс, погрузился в обучение. И первый вопрос.

Что. Тут. Происходит. Вообще.

… Камера не слушается, вращение объектов виртуальных кружит голову в реале, до кучи — надо вспоминать азы геометрии с какими-то там осями координат, а по геометрии мне в свое время «тройку в аттестат» Марина Евгеньевна натягивала, потому что на «тройку» я вообще-то не тянул.

Короче, первый же «трехдневный курс» затянулся на неделю, пока я адаптировался к переходу в 3D-пространство из своего плоского и серого 2D.

И это мне еще повезло — я хотя бы некоторые слова и термины понимал.

Примерно все курсы с места бросаются в разбор азов интерфейса программы и базовых шагов «здесь зажми, туда нажми». При этом у человека с улицы голова пойдет кругом от незнакомой терминологии:

  • вертексы;
  • шейдеры;
  • вертексные шейдеры;
  • меши;
  • полигоны;
  • развертка.

Какое-то собрание покемонов!

И тут я вижу первый фундаментальный косяк «онлайн-курсов профессия за 3 дня»: абсолютное отсутствие, собственно, фундамента, теоретической базы. В лучшем случае первый час туториала будет отведен разбору основных понятий, но и этого мало: дальше всю дорогу придется под рукой держать список необходимых терминов и поминутно сверяться с «Гуглом», потому что даже через полгода ковыряния многие «тьюторы» говорили со мной на малопонятном языке.

Он вроде в основе английский, но какой-то клингонский.

Мне в этом плане чуть проще: все-таки детство за компьютером и с игровой прессой в обнимку, шейдером меня так просто не напугаешь. Но если, как обещает реклама, залетать на марафон с нулем знаний, то и 3, и 7, и 107 дней будет недостаточно для вникания даже в базовую терминологию.

Второй фундаментальный косяк всех этих марафонов «через 10 дней в геймдев» — отсутствие хоть какого-то комплекса, охвата, широты. Максимум, что можно вынести из туториалов, — запомнить назначение основных кнопок и значение каких-то пунктов меню для выполнения одной-двух простейших задач. Скажем, создание простейших архитектурных форм и простейшая их покраска.

Уже неплохо, но платить хоть какие-то деньги в геймдеве за такое никто не будет.

А дальше ты сталкиваешься с тем, что знания из «уроков» и «марафонов» с трудом поддаются масштабированию и воспроизведению за пределами уроков. Тебе показали минимально возможный набор базовых манипуляций под соусом «освой профессию будущего». По факту же, грубо говоря, тебя научили резать хлеб и помидоры, но поваром ты после этого не стал — надо еще выучить сотни вещей и очень долго практиковаться, чтобы твой навык резки хлеба трансформировался во что-то похожее на искусство повара.

Так что «освоения профессии за 10 занятий» в этом нет, как бы ни зазывала реклама.

Единственный вариант освоить какую-то вещь вроде 3D-моделирования на профессиональном уровне — это все бросить, взять творческий отпуск на год, а лучше на два. Комплексно сесть и изучить теорию, повторить геометрию, последовательно выучить назначение всех элементов и функций, после чего засесть за репетативную монотонную практику.

Фото: 66.RU

«Храм в византийском стиле». Первая попытка сделать хоть что-нибудь самостоятельно, с оглядкой на пройденные курсы. Как по мне, то полный крах.

И вот тогда — через год или два всестороннего изучения темы — можно попробовать и в геймдев.

Правда, есть один открытый вопрос: кто этот год-два обучения будет платить за тебя по счетам и ходить на родительские собрания?..

Фото: 66.RU