Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России драматично падает спрос на высшее образование. Это очень плохо

19 января 2022, 15:00
Колонка
В России драматично падает спрос на высшее образование. Это очень плохо
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации, Анна Коваленко, 66.RU
Директор компании Unisoft Алексей Оносов — о последствиях конкуренции вузов с колледжами и онлайн-ресурсами.

Число студентов российских вузов за последние 10 лет (2010—2020) сократилось с семи миллионов до четырех — в основном за счет низкой рождаемости в 90-е годы и падающего престижа высшей школы. В отдельных учебных заведениях конкурсы растут, но общий тренд остается нисходящим. Поскольку финансирование государственных вузов зависит от количества поступивших, ректорам нужно как-то выкручиваться, чтобы заполнять бюджетные места. Это значит, что требования к абитуриентам становятся все ниже. Если выпускник, окончивший 11 классов со среднестатистическим количеством баллов ЕГЭ, не претендует на дефицитную специальность в престижном вузе, бюджетное место он займет без особых усилий.

Оптимисты уверяют, что к 2024 году спрос на высшее образование вырастет, но социологические исследования не дают оснований для таких выводов. Опрос рекрутинговой платформы SuperJob показал, что только 43% родителей одиннадцатиклассников хотят, чтобы их дети поступали в вуз (в 2010 году таких было 80%). Аналитики подтверждают — все эти годы продолжался переток абитуриентов в колледжи. По прогнозам, к 2025 году в российские колледжи поступит больше миллиона человек, а в вузы — менее 800 тысяч.

С учетом всех этих обстоятельств подход к обучению студентов изменился.

Раньше считалось, что вузы поставляют на рынок труда подготовленных выпускников, способных зарабатывать себе на жизнь и представляющих, чего хотят достичь. При этом в компаниях, куда устраивались молодые специалисты, им говорили: «Забудьте все, чему вас учили, главное — это работа с людьми», и запускали курс молодого бойца, продолжавшийся год, а то и больше.

С расхождением между теорией и практикой вузы пытались бороться и даже достигли некоторых успехов, но принципиально ничего не изменилось.

Теперь стали говорить, что высшая школа не должна готовить студентов к решению конкретных задач. Университет как уникальная экосистема — образовательная, научная и коммуникационная — призван расширить у студента горизонт знаний, сделав его конкурентоспособным специалистом независимо от выбранной специальности. Задача вуза — создать профессиональную среду и условия для развития студентов. На выходе работодатель получит сотрудника, который быстро ориентируется в меняющейся реальности, независимо от того, что написано в его дипломе.

Это не касается госслужбы, медицины, педагогики, юриспруденции, финансовой сферы, инженерных технологий и некоторых других областей, где без профильного образования на работу не возьмут. По данным сервиса «Зарплата.ру», работодателей, которые обязательно спросят диплом, примерно 26%. Опрос ВЦИОМ подтверждает — только 30% выпускников вузов работают по специальности, которой их обучали.

Остальные пускаются в свободное плавание. Преимущества высшего образования — аналитический подход, способность быстро принимать решения и справляться с высокими нагрузками — они используют в других сферах, где практические навыки важнее вузовских корочек.

Их конкурентами становятся бывшие одноклассники, отказавшиеся от высшего образования в пользу прикладных решений, которые предлагают онлайн-ресурсы («Нетология», «Яндекс.Практикум», TeachMeSkills, Skillbox, Skillfactory и другие). На таких курсах не учат базовым академическим дисциплинам, включая психологию, философию, экономическую теорию, социологию, право, но учитывают конъюнктуру рынка. Тому, кто решит, что ему не хватает системных знаний, дорога в вуз не закрыта.

Обе эти модели — «от теории к практике» и «от практики к теории» — по-своему хороши, но вузы пока проигрывают соревнование с колледжами и образовательными онлайн-платформами.

Это очень плохо.

Чем меньше в стране студентов, изучающих науки, тем тоньше прослойка людей, которым доступно понятийное мышление, предполагающее, что человек может разобраться в сути явления, понять его причины / спрогнозировать последствия, умеет систематизировать информацию и строить целостную картину мира.

Без таких людей прогресс невозможен.

Чтобы соответствовать духу времени, высшей школе придется искать новый путь.
Например, вузы могут пересмотреть свои подходы к обучению — сократить объем информации, которую студенты вынуждены запоминать, добавить кейсов из производственной/управленческой практики и разрешить студентам собирать индивидуальную программу из отдельных образовательных блоков.

Другой путь — ограничить очное обучение профессиями, которые нельзя освоить самостоятельно, а все остальное перевести в онлайн. Либо — отказаться от прикладных специальностей и сделать высшее образование сугубо фундаментальным — для людей, решивших посвятить себя науке. Чтобы никто больше не спрашивал о практическом смысле дифференциальных уравнений.

Первый вариант мне нравится больше.