Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мобильные операторы готовятся поднять на 10% стоимость тарифов в 2022 году

17 декабря 2021, 08:21
Уже в начале нового года тарифы на связь могут подняться на 8–10%. Подтверждения экономической обоснованности повышения тарифов у ФАС пока нет. Но эксперты отрасли считают, что рост тарифов — это вынужденная мера. На такой шаг операторов подталкивают как экономические, так и регуляторные предпосылки: растут расходы на модернизацию сетей и хранение трафика абонентов.

Тарифы на сотовую связь в России в начале 2022 года могут вырасти на 8–10%. Об этом сообщает издание «Известия» со ссылкой на два источника, близких к менеджерам операторов связи.

По данным Mobile Research Group, в 2020 году стоимость сотовой связи в России поднялась на 10%. Но в 2021 году тарифы практически не менялись, а в какие-то периоды, по информации Росстата, даже снижались. В ноябре этого года они выросли на 1,6% по сравнению с октябрем.

Однако, как считает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников, прямой и косвенный рост цен в течение года был значительно выше. В частности, он указывает, что доступ к ранее бесплатным сервисам — как онлайн-кинотеатры — стал платным. А некоторые операторы не повышали цен, но сократили объемы пакетов предоставляемых абонентам услуг, минут и мегабайтов. Также эксперт отмечает, что в этом году наблюдалась фактическая отмена безлимитных интернет-тарифов и опций. Из-за этого расходы абонентов, использующих большие объемы трафика, могли сильно увеличиться.

Как говорит гендиректор TelecomDaily Денис Кусков, повышать тарифы напрямую операторам в последние годы становится труднее — ситуацию на рынке пристально отслеживает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Например, в начале 2020 года Tele2, «Вымпелком» и «Мегафон» повысили тарифы. Служба провела проверку, которая показала, что цены выросли на 3,5%. Кроме того, ведомство выяснило, что в мае 2020 года Tele2 поднял тарифы на 7–14%. ФАС сочла это повышение необоснованным и предписала оператору вернуть тарифы на прежний уровень.

Что касается 2021 года, Кусков говорит, что рост цен был малозаметен. По его мнению, операторы хотели дать абонентам некоторую передышку, чтобы не допустить снижения лояльности и оттока клиентов.

Объясняя причины повышения стоимости, Сергея Половникова отмечает, что существуют как экономические, так и регуляторные предпосылки для роста расходов операторов на фоне снижения их доходов. Компаниям приходится это компенсировать, увеличивая тарифы. Например, компании обязаны выполнять требования «закона Яровой» по хранению голосового и интернет-трафика абонентов, а создание и эксплуатация хранилищ данных требуют существенных затрат. Кроме того, из-за пандемии, когда многие клиенты перешли на удаленную работу и учебу, операторам пришлось нести расходы, связанные с расширением и повышением пропускной способности сетей.

Один из собеседников издания связывает готовящееся повышение тарифов именно с ростом затрат. По его словам, к этому привел аномально высокий рост — а 80–100% — потребления мобильного интернета, увеличивший издержки операторов на обслуживание сетей связи.

Также среди причин — увеличивающийся спрос на современные технологии, необходимость больших инвестиций в их развитие, правовые изменения в отрасли и общая экономическая ситуация.

В МТС, «Билайн» и Tele2 отказались от комментариев. Но, как утверждает близкий к Tele2 источник, компания в ближайшее время не планирует повышать цены на услуги и будет следить за ситуацией на рынке. Представитель «Мегафона» заявил, что менять текущие условия для абонентов не планируется.

«У ФАС в настоящее время нет подтверждения экономической обоснованности повышения тарифов на услуги сотовой связи. При поступлении жалоб либо при обнаружении в открытом доступе информации о повышении тарифов служба проводит анализ экономической обоснованности и принимает меры антимонопольного реагирования», — сообщил представитель ведомства журналистам.

Министр информационных технологий, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев в свою очередь подчеркнул, что операторы находятся в тяжелых условиях, когда трафик растет, а число новых абонентов резко не увеличивается. «С точки зрения модернизации сетей у них все меньше ресурсов, чтобы своевременно эту модернизацию проводить, потому что источников финансирования нет», — говорит министр связи.