Авиасалон МАКС-2021 проходит с 20 по 25 июля в подмосковном Жуковском. В первый день праздных зрителей здесь немного, виной тому — коронавирусные ограничения. Да и в последующие дни аншлага ждать вряд ли стоит. Попасть на территорию выставки можно только при наличии QR-кода о пройденной вакцинации или со справкой об отрицательном ПЦР-тесте, сделанном не позже 48 часов до начала.
Эпидемиологические требования существенно снижают число посетителей, с учетом общего отношения россиян к вакцинации и процента вакцинированных. Для непривитых к цене билета (3,5 тыс. рублей в первый день и 800–1000 рублей в последующие дни) нужно прибавить еще полторы-две тысячи рублей на ПЦР-тест. Плюс дорога. Плюс что-то купить поесть/попить внутри, а цены на территории примерно, как в столичных аэропортах (вода — 100 рублей, початок кукурузы — 200, хот-дог — 300). Такой себе досуг, даже для Москвы, особенно если с семьей.
Фото: Ян Гравшин, 66.RU |
---|
Такое малое число зрителей на летной программе даже в первый день МАКСа — нонсенс. |
Тем не менее выставка идет. И несмотря на то, что авиастроение — это игра вдолгую и удивлять новинками раз в два года редко у кого из производителей получается, посмотреть в Жуковском есть чего. Довольно субъективная подборка — от посетившего выставку корреспондента 66.RU.
Шах и мат
Времена нынче непростые, потому главная презентация МАКС-2021 — военная. Различные (анонимные, как водится) источники в СМИ долго нагоняли интригу. Впрочем, сама госкорпорация «Ростех» за несколько дней до авиасалона опубликовала в соцсетях видеоролик, из содержания которого стало окончательно понятно — миру явят новый российский истребитель пятого поколения. Причем с одним двигателем — первый в современной России. Шах и мат. То есть Checkmate.
Из ролика понятна и целевая аудитория «Ростеха». Персонажи видео — военные различных стран, наших, как говорится, геополитических партнеров — ОАЭ, Индия, Вьетнам, Аргентина… Никого лишнего, ничего личного.
Вообще, «Ростех» планировал провести открытую презентацию самолета в первый же день авиасалона — 20 июля. Сначала истребитель днем должен был осмотреть Владимир Путин, который традиционно открывает МАКС, ну а в 16:00 к машине должны были пустить прессу и других посетителей выставки. На сайте «Ростеха» даже запустили часы, отчитывающие время до начала презентации и прямой трансляции в интернете. Но все пошло не по плану.
Владимир Путин, как водится, задержался. Совещание с его участием, как это часто бывает, затянулось. До того момента, как разлетелись все президентские вертолеты, разъехались все большие и черные машины, да самораспустились десятки (или сотни) сотрудников ФСО, прошло неприлично много времени. В итоге открытую презентацию отменили. А потом опять решили провести, но только для узкого круга аккредитованных госкорпорацией журналистов. Свежее видео тоже подоспело, пока писался этот текст.
Общая информация по истребителю Checkmate уже есть. Ожидается, что он будет конкурировать с американским F35 от Lockheed Martin (пятое поколение), а также с европейскими Dassault Rafale и Saab Gripen четвертого поколения. По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, новая машина будет стоить $25–30 млн, что в два-три раза дешевле самолетов конкурентов. Разработка истребителя должна завершиться в ближайшие пять лет.
Airbus A350–1000
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Вернемся в мирное небо. И пропустим вперед гостей. Новинка или не новинка, но свой флагман Airbus A350–1000 европейский авиапроизводитель показал в России впервые. Да, он летает с 2016 года, да, самолетов выпущено уже полсотни, да, более ранняя модификация — Airbus A350–900 — есть уже даже у «Аэрофлота», но все же — 350–1000 в России экспонируется в первый раз. На данный момент это самый большой и вместительный из выпускаемых сейчас самолетов Airbus (был, конечно, побольше — двухпалубник A380, но в 2021 году в плане производства закончился).
Airbus A350–1000, да и вообще все семейство A350 — очередной этап вечной гонки с Boeing. Американцы выпустили B787 Dreamliner — убийцу Airbus A330, парни в Тулузе тоже выпустили убийцу A330, ну и заодно, по их задумке, B787 вместе с B777. Так появился A350. Если коротко.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Итак, Airbus 350–1000. XWB — Extra Wide Body — сверхширокий. Девять кресел в ряду, 74 метра в длину, шесть — в ширину. В стандартном варианте — 366 мест. Если нужно в Анталью или еще куда, будет 480 кресел. Дальность полета — почти 15 тыс. километров.
А350–1000 — первый самолет Airbus, большая часть конструкций которого — из композитов (52%). Ну и двигатели — эксклюзивные Rolls-Royce Trent XWB с диаметром турбины в три метра. Это реально огромные вентиляторы.
Ниже будет фоторепортаж. Не удивляйтесь. Прилетевший А350 — это больше демонстрационная лаборатория, а не действующий борт.
Airbus A220–300
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
После гиганта A350 охота посмотреть на этот небольшой Airbus с некоторым пренебрежением, но нет. Еще один удар по американцам. Теперь уже по Boeing 737–300.
Узкофюзеляжный самолет, изначально разработанный Bombardier (по нему, впрочем, это видно). Он потребляет на 20% меньше топлива, чем Boeing при одинаковой вместимости (110–130 кресел), а кроме того, признан самым экологичным самолетом в мире. Ну и, как дань трендам, почти наполовину сделан из композитов, конечно же.
В России, опять же, впервые. На авиасалоне представлен в ливрее airBaltic. Латыши — первый и главный заказчик этих самолетов. Парк авиакомпании полностью состоит из них с 2020 года.
Ил-114–300
Что ж. Настало время наших.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
A long time ago… В нашей галактике… Как вы уже поняли, Ил-114 — это очень и очень давняя история. Еще в 80-х годах прошлого века правительство страны, которой давно не существует, задумалось о замене морально устаревших (ха-ха, летают до сих пор!) Ан-24 на местных авиалиниях. Самолет был разработан, но тут пришли лихие 90-е, и по ряду причин проект оказался похоронен, хоть и сертифицирован.
Однако региональный лайнер России был жизненно необходим. Особенно остро вопрос встал в 2014 году, когда на державу неожиданно обрушились различные экономические санкции. По регионам в тот момент летали (как и сейчас) французские CRJ100/200, да франко-итальянские ATR-72, а региональное семейство отечественных разработчиков (Ан-24/Ан-26) доживало (как и сейчас) последние дни. Вопрос не просто встал, а еще и встал стратегическим.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Ил-114 из небытия вытащил лично Владимир Путин тогда же — в 2014-м. В 2016 году правительство нашло деньги на доработку машины. К 2020 году удалось договориться о старте производства самолета на заводе «МиГ» в Луховицах. Свой первый полет Ил-114–300 совершил в конце 2020 года.
От старого самолета он отличается двигателями — Pratt&Whitney заменили на российские турбовинтовые ТВ7–117СТ–1 (компания «Климов»), российскими же винтами и новым автопилотом. Плюс много чего по мелочи.
Ил-114–300 рассчитан на 64 пассажира. У него есть встроенный трап и он может садиться в необорудованных аэродромах, в том числе и на грунтовые полосы. Сертификация самолета должна завершиться в 2022 году, начало серийного производство намечено на 2023 год.
MC-21–310
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
МС-21 — среднемагистральный узкофюзеляжный российский самолет (160–200 кресел), который по сути является потомком советско-российского Як-42. Разрабатывается корпорацией «Иркут». Полетел в 2017 году. Самолет довольно известный. Сроки начала его серийного производства переносились много раз. В настоящее время — это 2022 год.
МС-21–300 был представлен широкой публике на МАКС-2019. В этом же году показали МС-21–310. Самолет отличается двигателями отечественного производства — ПД-14 (АО «ОДК-Пермские моторы»). И это — немаловажный нюанс.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Суть в том, что в период всеобщего помешательства на импортозамещении МС-21 предательски летал на американских двигателях Pratt&Whitney, что вообще шло вразрез с общей концепцией и генеральной линией (долю отечественных комплектующих в проекте МС-21 Минпромторг в свое время хотел довести до невероятных 97%, позже снизил до 80%). Но вот, наконец, пермяки доделали разрабатываемый с 2008 года ПД-14. И первый МС-21–310 полетел в декабре 2020 года. Ну и прилетел на МАКС-2021.
Прилетел не один, а вместе с собратом МС-21–300. Ну это, напомню, тот, где стоят Pratt&Whitney. Что, конечно, обеспечило драматический накал всей презентации.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В первый день авиасалона оба самолета приняли участие в показательных полетах. И это было поистине эпично. В парных пролетах МС-21 на отечественных двигателях демонстративно унижал напарника — он пулей взмывал в небо и закладывал дикие виражи, пока неудачник с американскими двигателями уныло барражировал снизу, всем своим видом показывая, что выживать ему удается как будто из последних сил.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Зрители, а в первый день авиасалона на его площадке традиционно присутствуют в большинстве своем профессионалы рынка, понимающе смеялись. Возможно, на то и был расчет сценаристов.
«Иркут», кстати, от американских двигателей пока отказываться не собирается. Покупатель сам будет определяться с комплектацией самолета. Посмотрим, как порешает рынок.
ЛМС-901 («Байкал»)
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
От больших и мощных — к небольшим, но полезным. На МАКС-2021 наконец привезли «Байкал». Кстати, масштабная его презентация намечена на вечер 21 июля, а потому самолет спрятали подальше. Но нам удалось его найти, а потому, что уж поделать — пофотографировали.
Разрабатывает и строит «Байкал» Уральский завод гражданской авиации. Впрочем, история этого самолета настолько непростая и местами детективная, что в рамках этого материала ее не рассказать. Почитать можно, например, здесь.
ЛМС-901 — по сути замена советского внедорожника Ан-2. Самолет вмещает до девяти пассажиров, способен развивать скорость до 300 километров в час и преодолевать расстояние до трех тысяч километров. Он может садиться на неподготовленные взлетные полосы, грунт, снег и воду (в зависимости от типа шасси). Сейчас машина оборудована двигателем от General Electric, его в перспективе заменят на двигатель российского производства — ВК-800С.