Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сотрудники нового авиамузея УГМК подготовили к его открытию два редких самолета. Их истории

Сотрудники нового авиамузея УГМК подготовили к его открытию два редких самолета. Их истории
Фото: Григорий Постников, 66.RU
В Верхней Пышме готовится к открытию Музей авиации «Крылья Победы». Экспозиция включает в себя около 30 самолетов: среди них есть макеты, есть восстановленные или полностью оригинальные модели – все они так или иначе связаны со Второй мировой войной. Но два экспоната выставки особенные — история этих самолетов прослеживается от момента создания до переезда в Россию. По словам музейных работников, такие объекты — особенно ценные и редкие.

Американские бомбардировщик-штурмовик Douglas A-20H (также называют Havoc или Boston) и летающая лодка Consolidated PBY-5A («Каталина») попали в Верхнюю Пышму в 2018 году в достаточно хорошем состоянии. У этих экспонатов есть три особенности, которые делают их наиболее ценными: полностью оригинальные детали, прозрачная история и уникальность — таких «Дугласов» и «Каталин» в России больше нет.

Сотрудники нового авиамузея УГМК подготовили к его открытию два редких самолета. Их истории
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Экспозиция включает 30 самолетов, которые принимали участие в войне. Это в основном советские, немецкие и американские модели.

Эти экспонаты имеют схожую историю — самолеты произвели в 1944 году в США, их несколько десятилетий эксплуатировали после Второй мировой войны и обе машины прибыли в Россию совсем недавно: Douglas – в 2018 году, а Каталина – в 2020 году.

Douglas и Consolidated поступали в СССР по программе ленд-лиза (госпрограмма, по которой США поставляли своим союзникам боевые припасы, технику и т. д.). На фронтах Великой Отечественной войны Douglas впервые появились в мае 1942 года и участвовали в сражениях до конца войны. С 1944 по 1945 год советский ВМФ задействовал 137 «Каталин», кроме того, их начали производить по лицензии в СССР. Выставленные в Музее авиации машины в Советском Союзе не были, однако все равно связаны с войной.

Douglas

Бомбардировщик Douglas сошел с конвейера в начале 1944 года, и после окончания Второй мировой войны, в 1947 году, самолет продали компании Texas Engineering and Manufacturing Co в качестве пассажирского служебного борта для руководства. За два десятка лет Douglas несколько раз менял владельцев и место локации — на Майами, Калифорнию, Флориду и др.

Сотрудники нового авиамузея УГМК подготовили к его открытию два редких самолета. Их истории
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Представленный в Музее авиации «Крылья Победы» Douglas восстановлен практически до летного состояния. При желании за несколько месяцев его можно поставить на крыло. Это уникальный для России экспонат.

В 1965 году борт приобрели военно-воздушные силы республики Никарагуа, и еще 10 лет его использовали как боевой. В 1975 году Douglas установили в качестве памятника в столице государства — городе Манагуа.

В начале 80-х годов американцы повторно выкупили самолет в частную коллекцию, и он вернулся на историческую родину — в штат Калифорния.

В таком виде самолет передают военные

В 1991 году Douglas передали в Air Heritage Museum и перевезли в городок Бивер-Фолз, штат Пенсильвания, для реставрации. В 2000-х самолет пытались восстановить до летного состояния, и находился он в National Warplane Museum. В 2018 году самолет экспортировали в Россию.

Процесс восстановления Douglas

Сотрудники нового авиамузея УГМК подготовили к его открытию два редких самолета. Их истории
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Так выглядит американский самолет времен Второй мировой войны сейчас

Кстати, в музее стоит и транспортный самолет производства Douglas. Их также поставляли в СССР по ленд-лизу для проведения десантных операций. В зависимости от назначения, в них могли располагаться либо пассажирские кресла, либо скамьи для десантников. Выставленный самолет еще десятилетие назад был в летном состоянии: в 1995 году его использовали для съемок американского кино, свой последний полет он совершил в 2004-м.

Сотрудники нового авиамузея УГМК подготовили к его открытию два редких самолета. Их истории
Фото: 66.RU

Этот борт перестал летать всего 17 лет назад

Сотрудники нового авиамузея УГМК подготовили к его открытию два редких самолета. Их истории
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Представители музея обещают, что можно будет попасть в салон и кабину самолета.

По словам специалиста по экспозиционно-выставочной деятельности Музейного комплекса УГМК Ивана Копыркина, у всех сохранившихся самолетов долгая и поствоенная история. В противном случае списанные после 1945 года либо попали бы в музей сразу (что встречается крайне редко), либо бы просто погибли. «Поэтому технику продолжали эксплуатировать в том или ином виде, и это не портит историю — это жизнь самолета», — говорит представитель музея.

«Каталина»

Это самый большой экспонат в музее «Крылья Победы». В отличие от Douglas, эта «Каталина» никогда не сможет взлететь. Зато ее историю также можно проследить от момента создания. А все детали, по словам реставратора, в «Каталине» полностью оригинальные.

Такой «Каталина» была, когда возила почту в Бразилии

Летающую лодку построили в 1944 году. Самолет был приписан к эскадрилье US NAVY VP-94, расположенной на авиабазе Галеан в Рио-де-Жанейро. В декабре 1944 года самолет по программе ленд-лиза направили в Бразилию, где он на протяжении 20 лет участвовал в патрулировании Атлантического океана и перевозил почту.

Самолет на авиабазе Киртленд в США, до последней реставрации и поставки в Верхнюю Пышму.

В 1969 году «Каталину» направили в Пенсильванию на реставрацию, после чего самолет снова вернулся в Бразилию.

В 1981 году отработавшую свое «Каталину» списали и продали. Некоторое время гидросамолет был частью открытой экспозиции, посвященной спасательным отрядам, на авиабазе Киртленд.

В 2016 году самолет выкупил музей авиации в штате Орегон для реставрации с последующей поставкой в музейный комплекс УГМК.

Сборка «Каталины» в музее УГМК. Самое сложное — поставить на самолет крыло, размах которого более 30 метров.

Все детали в самолете оригинальные.

Самый сложный процесс — установка крыла, размах которого превышает 30 метров, рассказывают сотрудники музея. Его привезли по частям и собирали уже внутри помещения. По словам реставратора Олега Лейко, который занимался сборкой привезенной «Каталины», те, кто передавал самолет из США, схалтурили. Дело в том, что часть крыла «Каталины» алюминиевая, а часть — из перкали. Ткань использовали, чтобы уменьшить вес самолета. Предыдущие владельцы просто обшили все крыло металлом. Поэтому реставраторам пришлось снимать металлические листы, менять ткань, а потом красить крылья, создав специальную покрасочную камеру.

Сотрудники нового авиамузея УГМК подготовили к его открытию два редких самолета. Их истории
Фото: Григорий Постников, 66.RU

«Каталина» — самый большой и один из самых красивых экспонатов.

Сотрудники нового авиамузея УГМК подготовили к его открытию два редких самолета. Их истории
Фото: Григорий Постников, 66.RU

В экспозиции музея также выделяются немецкие FW-190 и Messerschmitt 109 — два самых массовых истребителя. Часть экспонатов стоит на земле, часть подвешены, а специальное освещение, обещают в музее, будет создавать иллюзию полета. Большая часть экспозиции, которую называют лучшей и самой полной в России, до сих пор не выставлялась.