Творческое объединение «Куда бегут собаки» в 2000 году создали Алексей Корзухин, Владислав Булатов, Наталия Грехова и Ольга Иноземцева. Работы арт-группы хранятся в Третьяковской галерее, ГЦСИ, Фонде ZAART и частных коллекциях во Франции и Австрии. Группа «Куда бегут собаки» входит в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART и попала в топ главной в России премии современного визуального искусства «Инновация».
Технологическое искусство дает группе свободу экспериментировать, используя медиаарт и видеоинсталляции, перформансы и гибриды этих видов и форм творчества. Для создания работ художники прибегают к сложным методам. Они формируют цифровой макет изделия, чтобы испытать его виртуально, делают роботов, для которых пишут особенные алгоритмы. Если обычный художник использует холст и кисти, берет камень и резец, орудиями для группы «Куда бегут собаки» становятся лазерные резаки и паяльники, токарный или фрезерный станок.
Объект «1, 4…19»
О ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОГО ВЫБОРА
Что происходит
Белая мышь бегает по лабиринту. На каждом перекрестке она выбирает путь: вперед, направо, налево или назад. В каждом направлении есть дверь, которой управляет компьютер. Та дверь, что выберет мышь, открывается.
В чем суть
Свобода выбора у мыши исчезает в какой-то момент. На стену рядом с инсталляцией проецируют такой же лабиринт, только нарисованный на компьютере. Там бегают виртуальные мыши, а ведет их алгоритм, который выстроили на основе движений реальной мыши. Каждый раз, когда пути настоящей и виртуальных мышей пересекаются, двери лабиринта для реальной мыши закрываются в одном из направлений. То есть мышке придется подчиняться заложенному в компьютере алгоритму и бежать туда, куда тот разрешает, а не туда, куда захочется. Не факт, что мыши пересекутся, до этого момента могут пройти годы.
Фото: Анастасия Кеда для 66.RU |
---|
Какой посыл
Главный вопрос, который задают себе зрители: что определяет нашу жизнь — личный выбор или обстоятельства? Посыл в том, что виртуальная реальность воздействует на человека. СМИ, медиапространство, общественное мнение — это та же виртуальная реальность, которая воздействует на физическую.
О ТОТАЛЬНОЙ ВИЗУАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Фото: Анастасия Кеда для 66.RU |
---|
Что происходит
Инсталляция состоит из трубок, которые подведены к газоанализатору. Человек проходит мимо трубок, газоанализатор исследует воздух и отправляет информацию на компьютер. Здесь начинается магия: компьютер составляет фоторобот человека на основе его запахов. У фоторобота, правда, нет ничего общего с оригиналом, это всего лишь случайный набор черт. Если зритель пройдет мимо трубок второй раз, портрет будет уже другим.
В чем суть
У каждого человека собственный запах, и он трансформирует состояние газового поля вокруг нашего тела. Идея инсталляции в том, что мы не можем в точности запомнить запах и воспроизвести в памяти. Аудио- и видеозаписывающие устройства люди придумали, но нет прибора, который сохранял бы запахи.
Фото: Анастасия Кеда для 66.RU |
---|
Какой посыл
Этот механизм ироничен: неточный и даже пугающий, он визуализирует неуловимые запахи, чем удовлетворяет потребность визуализировать абсолютно все.
О ЗАМКНУТОЙ НА СЕБЕ И НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ СИСТЕМЕ
Что происходит
В инсталляции три шара-робота. Умный механизм в шарах с подсветкой помещается в прозрачный пластик, так что можно рассмотреть детали. Шары передвигаются, но не выходят за рамки ограниченной площади. С помощью специальной программы роботы обмениваются информацией о взаимном положении в пространстве.
Изначально размер и вес у роботов-шаров одинаковый. Часть инсталляции — пульт, с помощью которого каждый желающий может изменить параметры шаров, а значит, и траекторию движения. Главной художественной задачей при изготовлении шаров была съемка видео, которое транслируется на заднем плане.
В чем суть
В основе опыта — астрономическая задача трех тел. Суть в том, что люди способны предсказать поведение космического тела, когда оно одно. Для расчета поведения и двух тел тоже придумали формулы. Но когда в формуле появляется третий объект, расчет становится невозможным.
У задачи до сих пор нет внятного решения. Это значит, что нельзя предсказать, что станет, например, со Вселенной.
Фото: Анастасия Кеда для 66.RU |
---|
Какой посыл
Художники не ставили перед собой цель решить астрономическую задачу. Для них важнее визуальный образ. Система трех роботов — замкнутая на себе и неконтролируемая. Никто не в состоянии предсказать траекторию движения шаров.
Работу над арт-объектами можно условно разделить на проектировку деталей, отправку чертежей в производство, создание печатных плат и подбор электронных компонентов.
Если схемотехнику и чертежи художники разрабатывают самостоятельно, то детали, которые нельзя нигде купить, заказывают на производствах. Это касается, например, токарных и фрезерных работ, лазерной резки, для которых нужны определенные навыки и продвинутое оборудование. Затем детали паяют и конфигурируют, собирают и тестируют.