Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Государство должно платить тем, кто растит будущих налогоплательщиков. Ученый УрФУ — о родительском труде

УрФУ
9 сентября 2019, 14:00
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Материнский капитал, который с 2007 г. существует в России, чтобы вывести страну из демографической ямы, во многом исчерпал себя. «Эта мера помогает принять решение о рождении ребенка, но не дает решить более важную проблему нашего общества — получение полноценного человеческого капитала: тех, кто будет учиться, эффективно трудиться, обеспечивая стабильность государства. Чтобы стимулировать эту сферу, нужны совсем другие способы», — уверены ученые Уральского федерального университета. Что они предлагают — в материале 66.RU.

Темой рождаемости и родительства уральские ученые занимаются уже более 15 лет. Последние два года — как ведущая научная школа России по этому направлению исследований. «Наша цель — показать и доказать, что воспитание детей — это такой же труд, как, скажем, работа на заводе. Работодателем в данном случае выступает государство, значит, оно должно соответствующим образом это поощрять», — поясняет Анна Багирова, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления ИЭУ УрФУ.

Государство должно платить тем, кто растит будущих налогоплательщиков. Ученый УрФУ — о родительском труде
Фото: Сергей Логинов для 66.RU

У Анны Багировой два высших образования — социологическое и экономическое. Как социолог она защитила кандидатскую по теме эмиграции и диаспор — исследовала эмиграционные настроения российских евреев. В 2009 году защитила докторскую диссертацию по экономике — ее темой стал репродуктивный труд.

«Есть фраза: «мама сидит в декрете». Но у этой мамы совсем нет времени посидеть!»

В СССР демографическая политика была в целом эффективной: детей хотели рожать и рожали много. В 90-е рождаемость сильно упала, экономисты и социологи погрузились в эту тему: какие факторы привели к снижению, как восстановить показатели. Мы вначале занимались рождаемостью традиционно — изучали экономические и социальные процессы, пробовали найти научные способы преодолеть негативные тенденции. Но быстро поняли: смотреть на проблему снижения численности населения нужно комплексно. Одно дело — родить ребенка, другое — воспитать и вырастить так, чтобы он стал полноценным членом общества, приносил пользу государству.

Стали изучать семью — ведь именно там закладываются первоосновы формирования и развития человеческого капитала. Исследовали с разных сторон: от мотивов деторождения и воспитания до затрат — материальных, временных, эмоциональных и т. д.

Выводы исследования однозначны: родитель — это профессия. То, что делают родители, воспитывая ребенка, полностью подходит под определение труда.

Что такое труд? Это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека и/или общества. У любого труда есть результат, есть заказчик: либо сам человек — когда речь идет о хобби, либо работодатель — при профессиональном труде. Если рассмотреть семью в такой системе, сразу видно, что родители, рожая и воспитывая детей, выполняют и государственный заказ. Каждый ребенок — будущий взрослый, который рано или поздно начнет работать, что-то производить, а значит — платить налоги государству, участвовать в выборах и т. п. И родители занимаются не чем иным, как родительским трудом.

Мы ввели этот термин — родительский труд — лет десять-двенадцать назад. Тогда на нас обрушился шквал критики: ни экономисты, ни социологи, ни демографы никогда не рассматривали родительство с такой точки зрения. Есть устойчивое выражение — «мама сидит в декрете». Женщина родила, и общество ее просто вычеркнуло — она «сидит». У нее куча дел, ей на «присесть» времени не хватает! Но риторика такая — бездеятельная. А какая риторика, такое и отношение в обществе.

На законодательном уровне родительский труд тоже никак не поощряется. За ненадлежащее исполнение родительских функций предусмотрены наказания, а за качественное исполнение — ничего.

«Пенсию должны давать не только за профессиональный, но и за родительский труд»

Перед нами стоит несколько целей. В первую очередь, конечно, научные. Мы исследуем родительский труд в самых разных аспектах. Например, характеристики труда: понятно же, что они меняются по мере того, как растет ребенок. Выделили семь стадий — они во многом перекликаются со стадиями социализации ребенка: новорожденный, дошкольник, школьник... Хотя первая стадия родительского труда начинается еще до беременности — планирование, подготовка к рождению. Заключительная — профессионализация, то есть когда ребенок начинает профессиональную жизнь.

Для каждой стадии характерны свои трудовые функции. Вначале велика роль ухода, затем ведущей становится функция развития, а в подростковом возрасте на первый план выходит поддерживающая функция. Во время студенчества — сопровождающая.

На каждой стадии свои затраты — материальные, эмоциональные, физические. Как их восполнять — это еще один аспект исследования, который тесно перекликается со стимулированием. Многие сегодня под стимулированием родительского труда понимают материнский капитал. Наши исследования доказывают, что эта мера актуальна лишь для первой стадии — рождения ребенка, причем конкретного ребенка — чаще всего второго. Деньги можно потратить более эффективно: не платить единовременно всю сумму, а давать постепенно, увеличивая выплаты по мере взросления ребенка. Родители могут вкладывать их в образование или, к примеру, направить на психологов — такая поддержка зачастую необходима и взрослому, и ребенку в подростковом возрасте.

Затраты, связанные с родительским трудом, — еще одна тема для исследования. Если родители, выполняя «госзаказ», воспитывают детей — государство должно эти затраты восполнять. Значит, нужны методы измерения результатов. На разных стадиях они, конечно, разные. Когда рождается ребенок, его оценивают по шкале Апгар — в этой оценке есть определенная доля ответственности родителей, которую они проявили при планировании беременности. Еще одна контрольная точка — ЕГЭ: да, во многом оценки на экзаменах зависят от преподавателей, от самого ребенка, но есть тут и результат родительского труда — его и нужно измерять. Помимо этих уже существующих методов должны быть и другие: оценки психологов, педагогов, медиков, которые даются за навыки, сформированные к тому или иному возрасту.

Как собирать такие данные, где они будут храниться, кто и как их должен анализировать, чтобы принять в итоге решение о компенсации, — такими вопросами мы тоже начинаем заниматься. Потому что речь должна идти не об однократных премиях, а о полноценной заработной плате. По нашему мнению, это должна быть и надбавка к пенсии — но не за профессиональный, а за родительский труд.

Государство должно платить тем, кто растит будущих налогоплательщиков. Ученый УрФУ — о родительском труде
Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Анна Багирова: «Одна из моих учениц, Дарья Быкова, защитила диссертацию на эту тему — «Как учитывать результаты родительского труда в пенсионной системе РФ». Конечно, пока это только научная разработка. Но мы надеемся, что государство увидит результаты этих исследований и учтет их в дальнейшем».

«Родительству — как профессии — надо учить»

Но исследование ради исследований — это неправильно. Задача любого ученого не просто изучить тему, но и внедрить результаты этого изучения. Поэтому все же основная цель нашей работы — переломить отношение общества к родительству.

Первый шаг — громко говорить о том, что это труд. Чтобы сами родители понимали, что общество ценит их именно за это. Тогда и отношение к родительству будет формироваться соответствующее — более осознанное. Это еще одна из наших идей — к родительству необходимо готовить, ввести соответствующие предметы в школе, в вузе. Это же логично: раз мы говорим, что родительство — труд, значит, ему, как и профессии, надо обучаться. И будет лучше, если преподавателями выступят педагоги, психологи, врачи, юристы, а не безвестные советчики из интернета.

______________________

Проект «Человек наук» посвящен уральским ученым, которые меняют мир к лучшему. Их имена неизвестны широкой публике, но именно они развивают российскую науку. В каждой публикации журналисты 66.RU опускают свои дилетантские вопросы и оставляют ответы ученого в виде монолога.

Анастасия Фортуна