Станислав Придвижкин возглавляет кафедру информационного моделирования в строительстве (BIM-технологии) Института строительства и архитектуры УрФУ. Но ученым-теоретиком его не назовешь: он работал в «УГМК-Холдинге» и РГС «Академический», занимал высокие посты в администрации Екатеринбурга и областном минстрое. «Нельзя говорить о рынке жилья Екатеринбурга, не затрагивая близлежащие города. Верхняя Пышма, Березовский, Арамиль, Первоуральск — все они влияют на развитие Екатеринбурга, а он — на них. Учесть это влияние и составить наиболее верную стратегию жилищного развития в каждой точке — это и есть задача нашей научной работы», — поясняет профессор.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Станислав Придвижкин преподает в университете, где учился сам: в 1987 году окончил физико-технический факультет УПИ, в 1991-м стал кандидатом физико-математических наук, в 1999-м прошел переподготовку по специальности «Экономика и управление народным хозяйством», в 2008-м защитил докторскую по экономике. |
Моя докторская диссертация связана с изучением локальных жилищных рынков городов-миллионников. Правильно застроить город — это целая наука. Надо учесть много факторов: от истории и географического положения до социально-экономических изменений. Каждый населенный пункт развивается по-своему. Скажем, Челябинск, ближайший сосед Екатеринбурга, — как промышленный центр. Сам же Екатеринбург универсальнее, здесь ведет торгово-сервисная составляющая, хотя промышленность тоже занимает достойное место, особенно высокоинтеллектуальная.
Я разработал методику, которая определяет вектор развития города: какие сферы экономики будут драйверами, какие направления бизнеса наиболее жизнеспособны, что еще, помимо промышленности, может городу генерировать доход. Вектор развития дает понимание, какое жилье строить, в каком количестве, что будет пользоваться спросом. В промышленных городах не будет особо востребована элитная недвижимость и даже бизнес-класс. А в универсальных городах, подобных Екатеринбургу, нельзя сосредотачиваться исключительно на строительстве экономичного жилья.
Какие территории осваивать вначале, какие потом — также зависит от вектора развития города. Раньше в крупных городах как было? Существовал генплан: этот участок свободен, построим тут жилье, здесь проведем дорогу. А то, что производство, рядом с которым строится жилье, еле-еле дышит, никого не волновало. В итоге люди получали квартиры, а работу искали в другом микрорайоне.
Так жил и Свердловск: объекты строились по генплану. Но генплан был мало привязан к новым реалиям, к развитию города. В начале 2000-х эту ситуацию переломили. Тогда впервые городские и областные власти задумались не о том, какие территории включить в генплан, а о стратегии развития города. Над разработкой стратегии трудился огромный коллектив — от вузов до мэрии.
Я тогда работал в комитете по экономике администрации Екатеринбурга, и тоже занимался стратегий. Это было интересно: сидели допоздна, по выходным — не потому, что кто-то заставлял — сами горели. Мэрия это делала на одном дыхании с общественностью. Итогом стала Стратегия развития города, под которую впоследствии подстроили генплан: чтобы строительство не мешало, а, наоборот, помогало реализовать то, что заложили в новый документ.
«Территория, которую сегодня занимает микрорайон Академический, в нашей стратегии и в генплане обозначалась как перспективная для развития. Когда из мэрии пригласили работать в областной минстрой, проявил инициативу и взялся за этот проект. Разработали толстенное постановление Правительства Свердловской области о развитии Академического. Фактически это был бизнес-план для инвесторов, который подкреплялся соответствующими гарантиями, ставил задачи для разных органов власти, коммунальных предприятий», — рассказывает Станислав Придвижкин. |
Говорить о развитии такого крупного центра, как Екатеринбург, не учитывая близлежащие города, невозможно. Сегодня основную роль играет уже не сам город-миллионник, а агломерации вокруг него. Многие семьи обзавелись автомобилями и значительно расширили список мест, где можно искать работу или отдыхать.
В этом Екатеринбург не уникален — тенденция прослеживается по всему миру. Значит, при планировании дальнейшего развития города надо учитывать и саму агломерацию. Как это сделать корректно? Что первостепенно, а что можно отбросить? Этим вопросам и посвящается наша сегодняшняя работа.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Исследование выполняется по гранту Российской академии архитектуры и строительных наук и рассчитано на два года. «За это время мы должны собрать информацию и выдать рекомендации: как формировать жилищный фонд любого миллионника и соседних городов, как им управлять, чтобы всем было хорошо — чтобы все точки в агломерации максимально комфортно развивались», — поясняет профессор. |
Первый этап работы — сбор и обработку информации — уже закончили. Мы с магистрантами поделили екатеринбургскую агломерацию на участки, изучили, где какие особенности: в плане бизнеса и работодателей, в градостроительном плане, транспортном. Следующий этап — объединить информацию, создать научную базу.
Определенные выводы можно дать уже сегодня. Пожалуй, главный из них: мониторинги не учитывают как минимум 10% общего объема жилья агломерации Екатеринбурга — и это только на первичном рынке. Просто Уральская палата недвижимости не собирает данные по городам-спутникам. Скажем, человек живет в Полевском, но у него машина, и работу он будет смотреть не только у себя в городе, но и в Кольцово, и на Химмаше. А значит — пользоваться инфраструктурой и этих районов тоже. И проектировать новые объекты — жилые, коммерческие, производственные, транспортные, социальные — надо с учетом этих данных.
Мы определим вектор развития каждого города в пределах агломерации, чтобы понять, где вводить максимальные объемы жилья, какие участки отдать под развитие промышленности, где — сохранить зеленые зоны и развивать индивидуальное жилищное строительство.
Скажем, не надо лезть в Сысерть, ценный природоресурсный район, с 25-этажными высотками — пусть там будут коттеджные поселки. А вот Верхняя Пышма, наоборот, должна расти вверх: здесь территория зажата между дорогами, поэтому жилищное строительство может развиваться только в высоту. С точки зрения концентрации населения это тоже хороший ход: в Пышме много промышленных объектов, много работодателей — зачем тратить полдня на дорогу, если можно купить жилье рядом с работой и хорошей социальной инфраструктурой.
Но эта концепция уже не сработает в Березовском. Там шахты, как и в Пышме, но их больше, значит, больше опасностей при возведении высоток. На этих территориях лучше разбить парки, оставить зеленые зоны и максимально поработать над их наполнением, а вокруг — строить малоэтажное жилье, тем более, нет жестких ограничений в плане территориального развития.
Когда закончим эту работу, дадим рекомендации по каждому муниципалитету. Дальше начнется самый, пожалуй, сложный этап: увязать генпланы всех соседних территорий. А то был у меня недавно случай: рисовали молодые ребята транспортную схему Екатеринбурга три года назад, в том числе дороги в сторону Верхней Пышмы. До границы Екатеринбурга нарисовали, а дальше схема оборвалась: мол, там уже другой город. Но людям без разницы, где проходят административные границы. Они хотят с работы добраться домой. В этом и заключается главная цель нашей работы: состыковать генпланы, инженерную инфраструктуру, распределить ответственность и ресурсы.
В итоге мы не просто построим схему развития Екатеринбурга и агломерации вокруг него, а создадим научную базу, модели, которые впоследствии можно перенести на любой регион.
______________________
Проект «Человек наук» посвящается уральским ученым, которые меняют мир к лучшему. Их имена неизвестны широкой публике, но именно они развивают российскую науку. В каждой публикации журналисты 66.RU опускают свои дилетантские вопросы и оставляют ответы ученого в виде монолога.