Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Он будет работать весь в грязи и царапинах, но надежно». Как устроен российский аналог Caterpillar

27 ноября 2018, 14:09
«Он будет работать весь в грязи и царапинах, но надежно». Как устроен российский аналог Caterpillar
Фото: Мария Калугина для 66.ru
Корреспонденты 66.RU побывали на заводе, где создали первый в России аналог шахтного погрузчика Caterpillar, и могут рассказать, почему на новой машине нет электронных систем управления и стоит лысая резина, можно ли согнуть экскаватор пополам и что будет с погрузчиком через пять лет.

Выпуск новой техники — 10-тонной шахтной погрузочно-доставочной машины — анонсировали Иннопроме-2018: на стенде представили модель погрузчика в размере 1:10. «Самое большое достижение УГМК в этом году — вот эта машина, — заявил тогда генеральный директор металлургической компании Андрей Козицын. — Сегодня для погрузки и транспортировки руды в шахтах российские предприятия используют импортную продукцию, в основном Caterpillar. Наша машина станет первым отечественным аналогом».

Фото: пресс-служба УГМК

Через несколько месяцев после показа модели на Иннопроме презентовали и саму машину. Пилотный образец собрали на Шадринском автоагрегатном заводе (ШААЗ входит в УГМК). Работа над погрузчиком — от первых чертежей до полной сборки — заняла около двух лет.

Над новым погрузчиком работали вместе с компанией Ferrit — производителем горного оборудования из Республики Чехия.

Петр Мохелник, исполнительный директор компании Ferrit:

— Для нашего завода, как и для ШААЗ, эта машина — первая. Ferrit производит горное и шахтное оборудование, но другого типа. На чертежи наши инженеры затратили около года: надо было сделать надежную и простую в эксплуатации машину, которую можно было бы собрать на шадринском заводе, не перестраивая их технологические мощности.

Фото: Мария Калугина для 66.RU

По чертежам, представленным чешскими конструкторами, работники ШААЗ изготовили детали рамы и кузова и собрали машину. Работы вели в том же цехе, где модернизируют тепловозы.

Василий Буторин, бригадир:

— Собирали погрузчик с начала года. Какие-то вещи приходилось доделывать по ходу: где-то не так расположили лючок для встраивания оборудования — на чертежах вроде все хорошо, а на деле — неудобно, где-то не предусмотрели заглушку. Это нормально для первой машины.

Все необходимые изменения сразу вносили в документы: следующие погрузчики будут делать уже с учетом этих правок, и время на сборку сократится.

Фото: Мария Калугина для 66.RU

ПДМ10-УГМК Ferrit — так официально называется погрузчик — предназначен для погрузки и транспортировки сыпучих материалов на короткие расстояния. «Рост» у него небольшой — около 2 метров, чтобы использовать в низкопрофильных подземных шахтах.

Фото: Мария Калугина для 66.RU

Основные элементы — гидравлические узлы, электронику — поставляет чешский Ferrit, двигатель — компания «КАММИНЗ КАМА» (совместное предприятие ПАО «КАМАЗ» и Cummins Inc.). Моторами той же компании оснащают модернизируемые в Шадринске тепловозы, так что с обслуживанием проблем не будет — связи давно налажены.

Угол поворота рамы 42,5 градуса, максимальный наклон 15 градусов — так указано в технических характеристиках. На деле это означает, что машина может практически согнуться пополам — удобно маневрировать в небольших забоях.

Диаметр колесного диска — 25 дюймов. Резина используется особая — абсолютно гладкая.

Фото: Мария Калугина для 66.RU

«Машина весит 30 тонн плюс 10 тонн груза перемещает. Дороги в шахтах никто не асфальтирует. При резком торможении корд на протекторе просто порвется — если там будут выемки, как на обычных шинах. С нашими колесами такого не случится», — поясняет бригадир Василий и добавляет, что машина оснащена гидравлическим тормозом, который мгновенно и при этом мягко останавливает погрузчик.


Фото: Мария Калугина для 66.RU

Никакого руля в кабине погрузчика нет — он управляется джойстиком. Вращение машины происходит за счет шарнира.

Фото: Мария Калугина для 66.RU

Из умных систем — индикаторы загрязнения воздушных фильтров, гидравлики и привода.

Чем меньше электроники, тем для этой машины лучше, уверяют инженеры.

Александр Фомин, советник технического директора ШААЗ:

— В шахтах повышенная сырость, пыль, агрессивная среда — датчики засоряются, выходят из строя, системы начинают сбоить. Прежде чем приступить к созданию ПДМ, мы побывали на предприятиях холдинга, изучили все «болезни» этой техники. Шахтеры просили, чтобы она была надежной и простой в эксплуатации. Мы в техзадании для разработчиков это требование прописали, конструкторы — выполнили.

Особые требования были также к толщине и качеству стали, прочности швов.

Фото: Мария Калугина для 66.RU

Василий Буторин: «В забое всегда ограниченная видимость, будут соприкосновения со стенами, с рудой, все на нее будет валиться — и она должна все эти нагрузки выдержать. Через месяц она будет поцарапанная, грязная, но все равно надежная. Делали из стали соответствующих марок. На ковше, к примеру, чтобы приварить одну деталь к другой, использовали до шести видов швов».

В начале декабря пилотный погрузчик уже начнет свою работу в забое — на глубине 800 метров под землей.

Андрей Попов, генеральный директор АО «ШААЗ»:

— Ходовые испытания опытного образца пройдут на Гайском горно-обогатительном комбинате и продлятся несколько месяцев. После этого можно будет говорить о запуске серийного производства. Хотя план на будущий год по этим погрузчикам уже сверстан — завод должен выпустить пять машин.

На первых порах курганский завод будет выпускать погрузчики для предприятий УГМК. «Такая техника работает без перерывов и выходных, в круглосуточном режиме. Срок службы машины — пять лет. Потом она просто отправляется в утиль», — объяснили на заводе.

На одной модели останавливаться не собираются: чешские конструкторы уже начали разрабатывать погрузчики большей грузоподъемности.

Петр Мохелник:

— Мы рассчитываем вместе с ШААЗ производить линейку из пяти видов техники: кроме 10-тонного погрузчика будут еще на 14 и 17 тонн. Позже к ним добавятся самосвалы 30 и 45 тонн.

После выхода на проектную мощность в 2023 году завод будет выпускать по 50 машин в год.

В перспективе шадринские погрузчики выйдут на открытый рынок: завод планирует поставлять технику как российским предприятиям, так и горным компаниям в других странах. «Машина конкурентоспособна — и по своим конструктивным особенностям, и по цене. Спрос на нее будет», — уверен Петр Мохелник.

Правда, пока выпущен только опытный образец, озвучить стоимость машины на заводе не готовы. «Считать будем, когда машина пройдет обкатку», — пояснил гендиректор ШААЗ. Аналогичная техника иностранных конкурентов стоит десятки миллионов рублей.