Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Этот проект придумали еще до музея УГМК: как Екатеринбург лишился собственной экспозиции ретроавтомобилей

19 октября 2018, 12:57
Этот проект придумали еще до музея УГМК: как Екатеринбург лишился собственной экспозиции ретроавтомобилей
Фото: 66.ru
Проект умер из-за бюрократических проволочек. Но возродился в соседнем регионе. Среди его экспонатов (помимо гражданских автомобилей) – конфискованный ФСБ танк времен Второй мировой.

Коллекционер из Екатеринбурга, член правления Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Дмитрий Басков создал на границе Челябинской и Свердловской области частный музей техники. В его основе ретроавтомобили, которые он собирал на протяжении нескольких десятилетий, и несколько образцов военной техники: танк Т-34, БТР 152К и армейский GPW (Виллис).

Басков рассказывает, что проект создания музея возник еще в «нулевые годы»: как председатель свердловского клуба «Авто-Ретро» он предлагал создать в Екатеринбурге крупнейшую экспозицию старинных автомобилей.

«В Екатеринбурге есть несколько частных коллекций, в которых представлены действительно ценные образцы. Когда я носился с этой идеей, «музея под открытым небом УГМК» еще даже не было. Проект поддержал первый губернатор Свердловской области Эдуард Россель с резолюцией «музею быть». И на этом все закончилось, потому что мэрия Екатеринбурга была в противостоянии с областью. На переписку ушло три года», — вспоминает коллекционер.

Потенциальные экспонаты в количестве 130 учетных единиц содержались в мастерской завода РТИ в Таллинском переулке. Вместо того чтобы создать музей, на который даже не просили денег, администрация города потребовала освободить помещения, которые поддерживал в сохранности Басков. Уже 3,5 года площади стоят невостребованными, там гуляет ветер и разбиты окна.

Быстро найти место для размещения ретроколлекции оказалось невозможно, и Басков был вынужден сохранить только треть того, что собрал. Он отдал «Даймлер Ягуар-Маджестик Майор» 1964 года, Хорьх-730В, ЗИЛ-111, ЗИС-101 (1936 года), ЗИС-110 (1953 года), «Симку» (1951 года), «Фольксваген Жук» (1932 года) и главную гордость – кабриолет «Чайка» (1958 года), на которой ездил первый в мире космонавт Юрий Гагарин.

Купил большой земельный участок в поселке под Верхним Уфалеем, где на вырученные от продажи машин деньги первым делом построил трехэтажный музей на 1 тыс. кв. м и разместил там остатки коллекции. Сейчас туда возят школьные экскурсии, за которые Басков денег не берет.

«Здесь можно посмотреть БМВ-600 1957 года, Ситроен-7СУ 1936 года и даже посидеть в Фиат-500 «Тополино» 1936 года — узнаете машину? В такой в фильме «Римские каникулы» ездил Грегори Пек. И как он здесь размещался с его-то ростом», — смеется Басков.

Фото: 66.RU

Первое, что видишь, подъезжая к площадке, – танк, установленный у входа в музей. Местные жители шутят: «уральцы настолько суровы, что в булочную приходиться ездить на танке».
Басков говорит, что тяжелая бронетехника демилитаризована — его оружейная часть выведена из боевого состояния, но действительно находится на ходу, и «за поддержанием ее в рабочем состоянии приходиться следить».

Этот экземпляр оказался в экспозиции случайно, да и частью коллекции не является. История его появления любопытна сама по себе. Т-34 был обнаружен в июле 2015 года оперативными сотрудниками спецслужб на железнодорожной станции Карталы. Московский предприниматель приобрел танк у гражданина Литвы и оплатил доставку техники из Польши в Республику Казахстан. Однако пересечь российскую границу тяжелой машине не дали, так как в пакете сопроводительных документов не было разрешения на вывоз за пределы России объекта культурной ценности: корпус был изготовлен в 1945–1946 годы. Стоимость контрабандного танка была определена в размере 8,5 млн руб.

Против продавца танка возбудили уголовное дело. В марте 2017 года Карталинский городской суд Челябинской области признал вину предпринимателя и приговорил его к условному лишению свободы на три года, а вещественное доказательство – танк Т-34–45 – постановил конфисковать в пользу государства.

Управление Министерства культуры РФ по УрФО передало танк историко-краеведческому музею Верхнего Уфалея. Дмитрий Басков с 2007 года является экспертом Росохранкультуры и сейчас занимается экспертизой объема реставрационных работ, которые необходимо выполнить танку. «Она будет длиться год, после чего государство определит дальнейшую судьбу техники. Чтобы сохранить его и не допустить вандализма, нужна подходящая площадка», — рассказывает коллекционер.

Сейчас Басков говорит, что хочет добиться присвоения официального музейного статуса для коллекции, например в качестве филиала верхнеуфалейского краеведческого музея. «Я готов передать музею землю и постройки, а также сами машины для экспонирования, содержать и охранять их за свой счет», — предлагает автор проекта.

Кроме того, он вынашивает идею расширить музей для посетителей. После того как закрылось градообразущее предприятие «Уфалейникель», город получил статус особой экономической зоны в сфере туризма и должен создать турпоток на особые места. В годы Великой Отечественной войны в городе создавались различные воинские формирования, в том числе 119-я и 166-я танковые бригады, а в 1942 году в Верхний Уфалей из-под Сталинграда был эвакуирован 29-й отдельный учебный танковый полк. Почти год он был единственной на Урале учебной войсковой частью, готовившей танковые экипажи на танки Т-34 и САУ, выпускавшиеся уральскими заводами.