Музей военной техники УГМК пополнился двумя новыми уникальными экспонатами. Посетителям представили два легендарных артиллерийских орудия: трехдюймовку образца 1902 года и советскую 76-миллиметровую полковую пушку образца 1927 года, произведенную в Перми, сообщили в пресс-службе учреждения.
Как рассказал директор музея Александр Емельянов, разработки по созданию самых массовых полевых пушек начались в конце XIX века, после изобретения бездымного пороха. Он помог решить проблему скорострельности, и сразу в крупных государствах начали создавать пушки, которые поддерживали бы собственную пехоту и боролись с живой силой противника.
— В Русской императорской армии на основе трудов Владимира Барановского появилась трехдюймовка. Небольшой для современной артиллерии калибр 76,2 мм в то время позволял решать поставленные перед военными задачи. В то же время увеличение калибра автоматически привело бы к росту массы самого орудия, что сделало бы его неманевренным на поле боя. Именно поэтому в то время почти во всех армиях мира калибр полевых орудий практически не отличался.
В качестве боеприпасов для трехдюймовки выступала стальная фугасная и зажигательная граната, а также шрапнель. Первые снаряжали тротилом или аммоналом, во вторую подсыпали смесь сурьмы с марганцем. В музее объяснили, что при разрыве снаряда эти вещества образовывали густое облако дыма, с помощью которого можно было корректировать огонь.
Впервые трехдюймовку использовали во время русско-японской войны 1904–1905 гг. После ее применяли в Первой мировой в Галиции, Карпатах и Польше. Австро-германские войска называли пушки «косой смерти», а артиллеристы звали их «спасительницами». Также трехдюймовка участвовала во всех войнах и локальных конфликтах, которые вела Российская Империя.
Общая масса орудия была чуть больше тонны, дальность стрельбы — 8,5 км, скорострельность — 10–12 выстрелов в минуту. Сейчас в мире сохранилось всего несколько экземпляров дореволюционных трехдюймовок.