"Миры" не нашли в Байкале ни мусора, ни источника нефти

5 августа 2008, 16:45
Накануне глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" успешно завершили третье погружение на дно глубочайшего озера планеты - Байкал.
Первые итоги экспедиции на Байкале позволили исследователям сделать важные выводы о рельефе дна озера, отобрать пробы грунта и воды, привлечь общественное внимание к экологическим проблемам озера.

Уже после второго погружения ученые смогли опровергнуть распространенную ранее информацию о "горах мусора" на дне озера. В действительности, дно Байкала "абсолютно чистое", заявил президент Бурятии Вячеслав Наговицын.

Наговицын, пятеро членов экипажей "Миров" и руководитель экспедиции депутат Госдумы Артур Чилингаров в присутствии журналистов выпили из фляги поднятую из глубины воду, заявив, что байкальскую воду "пить можно". Ученые также установили под водой пирамиду с изображением флага России.

Аппараты опускались в районе Баргузинского залива на глубину около 850 метров, и это для глубоководных аппаратов - далеко не предел. "Мир-1" и Мир-2" способны проводить исследования на глубинах до 6000 метров.

Участники экспедиции подтвердили чистоту Байкала, но так и не смогли обнаружить место, из которого в озеро попадает нефть. Глубоководным аппаратам удалось обнаружить на дне только старую воронку, из которой раньше сочилась нефть.

По словам специалистов, обнаружить источник попадания нефти в воды Байкала - не так-то просто. Свои поиски исследователи продолжат во время последующих погружений - в ближайшие два года их ожидается около 160.

Перед экспедицией также стоит другая задача - исследование углеводородов Байкала и определение их запасов. Накануне ученые-биофизики из Лимнологического института Сибирского отделения РАН установили датчики на местах естественных выходов углеводородов на дне Байкала.

Первые результаты глубоководных исследований позволили специалистам выявить главные проблемы загрязнения побережья. Основными источниками названы котельные и ТЭЦ.

Чтобы ослабить давление на экологию озера, депутат Госдумы Владимир Груздев предложил перевести ТЭЦ, функционирующие на побережье Байкала, с угля на газ и снизить количество выбросов.

В свою очередь, руководитель группы компаний "Метрополь" Михаил Слипенчук подтвердил необходимость применять научный подход при составлении программ экономического развития Байкальского региона.

Участники экспедиции ожидают новых погружений, в ходе которых смогут получить точные данные о тектонических процессах на дне озера, состоянии береговой линии. Также среди задач экспедиции - поиск археологических артефактов.

Все эти данные будут использованы при подготовке комплексной программы рекомендаций и практических мер по сохранению уникальной экосистемы озера. В Байкале, как известно, обитают множество животных и растений, которые не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара.