Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Открой форточку, впусти дрона с посылкой: в Россию приходит физический интернет

12 июля 2017, 17:31
Фото: droneflyers.ru для 66.RU
Что это такое, кем и для чего используется и кто в нашей стране стал проводником инновации — в материале 66.RU.

Заказать товар в интернете и получить его через 10 минут — такая идиллическая картинка совсем скоро станет реальностью. В этом уверены эксперты Международного логистического форума, который проводится в рамках «Иннопрома».

В числе организаторов мероприятия — ГК «Деловые линии». Один из крупнейших российских грузоперевозчиков организовал визит на уральскую выставку основателя концепции физического интернета, профессора Технологического института Джорджии Бенуа Монтрея.

Открой форточку, впусти дрона с посылкой: в Россию приходит физический интернет

На «Иннопроме» профессор Технологического института Джорджии Бенуа Монтрей (на фото слева) и представитель ГК «Деловые линии» Михаил Петров подписали соглашение о популяризации физического интернета на территории РФ.

Физический интернет — инновационная логистическая концепция, активно внедряемая в Канаде, США, Швейцарии, Франции в последние годы. Ее разработали ученые из нескольких университетов Канады и США. Для перевозки сборных грузов они предложили использовать те же методы, на которых основана передача данных в цифровом интернете. Конечно, с учетом того, что физически товары по проводам передать невозможно.

Бенуа Монтрей, профессор Технологического института Джорджии, разработчик концепции физического интернета:

Открой форточку, впусти дрона с посылкой: в Россию приходит физический интернет

— Сейчас большинство ваших данных — неважно, о личной информации идет речь или это сведения о компании — хранится в облаке. Вы даже не знаете, где физически расположен сервер, с которого по вашему запросу выдается нужная вам информация. Ту же схему можно применить для доставки грузов.

Разработчики физического интернета предлагают создать сеть крупных логистических хабов и распределительных центров, в которых будут находиться наиболее востребованные товары разных производителей. Следующим шагом должно стать создание унифицированной тары, так называемых π-контейнеров, в которые можно загрузить все — от письма до холодильника и других крупногабаритных грузов. Транспорт, перевозящий грузы, должен быть адаптирован для загрузки этих контейнеров (за счет этого значительно снижается время загрузки). А сами контейнеры снабжаются «умными» метками, которые содержат адрес назначения.

Бенуа Монтрей:

— Доставлять товар адресатам может транспорт одной компании, в том числе — беспилотный. Даже если это компании-конкуренты, как, к примеру, PepsiCo и The Coca-Cola, они вряд ли будут возражать против такой схемы, если это выгодно. Сейчас ведь товары обоих производителей могут соседствовать в одном железнодорожном вагоне. Почему бы им не стоять рядом и в одном контейнере?

Для доставки грузов создатели физического интернета планируют использовать не только крупногабаритный транспорт, но и дронов. «В условиях города это идеальный инструмент доставки, — считает Бенуа Монтрей. — Успешные эксперименты с доставкой посылок беспилотниками уже провели несколько крупных компаний, например Amazon».

Открой форточку, впусти дрона с посылкой: в Россию приходит физический интернет

В декабре 2016 г. компания Amazon провела первую тестовую доставку с использованием беспилотника — устройство доставило собачий корм, заказанный на сайте. Пролетев около десятка миль, дрон доставил посылку весом 2,1 кг за 13 минут. Загрузкой, взлетом и посадкой дрона управлял автомат. Люди лишь контролировали процесс.

Михаил Петров, выступавший на форуме вслед за канадским ученым, пояснил, почему эта концепция кажется ему своевременной и перспективной.

Михаил Петров, директор управления по экспедиционной деятельности ГК «Деловые линии»:

Открой форточку, впусти дрона с посылкой: в Россию приходит физический интернет

— Сейчас пустые пробеги у любого российского перевозчика достигают 12%, средняя загрузка транспортных средств не превышает 70% от полезной вместимости. Физический интернет позволит поднять среднюю плотность загрузки и сократить количество пустых пробегов. Уменьшатся сроки доставки. В итоге логистическая составляющая в цене товара (а сейчас она доходит порой до 90%) значительно снизится. Это выгодно всем.

По данным Владимира Диденко, еще одного участника логистического форума, за счет унификации тары и протоколов доставки сроки прохождения любого груза от отправителя до адресата уменьшатся не менее чем на 36%.

Владимир Диденко, директор по развитию компании NS Logistic:

Открой форточку, впусти дрона с посылкой: в Россию приходит физический интернет

— Сейчас процесс грузоперевозок выглядит хаотично: два производителя, которые порой сидят рядом, могут отправить свои грузы одному и тому же адресату, используя каждый свою службу доставки или нанимая две разные транспортные компании. При этом их груз может занимать всего 30% фуры. В итоге перевозчик, чтобы минимизировать потери, ждет попутный груз, срок доставки увеличивается, цена растет.

Концепция физического интернета предполагает полностью открытые данные, которыми при формировании заказов могут пользоваться все отправители. А унификация тары обеспечит максимальную загрузку за минимальное время.

Открой форточку, впусти дрона с посылкой: в Россию приходит физический интернет

Физический интернет способствует рациональному использованию транспорта. По подсчетам Владимира Диденко, общий пробег автотранспорта сократится минимум на 27%, за счет этого уменьшится и потребление топлива — на 19–20%. А это в конечном счете значительно снизит нагрузку на дороги и выбросы CO2 в атмосферу.

Как это ни странно, но создание специальной унифицированной тары для перевозок — тех самых π-контейнеров — не стало сюрпризом для российских компаний. Такие работы уже ведутся. Причем на Урале.

Павел Хилов, исполнительный директор ОАО «УралНИТИ»:

Открой форточку, впусти дрона с посылкой: в Россию приходит физический интернет

— Контейнеры должны отвечать ряду требований: быть герметичными и ударопрочными, легко разбираться и собираться, но при этом отвечать требованиям по безопасности — то есть несанкционированный доступ должен быть невозможен. Кроме того, они должны легко блокироваться, соединяться друг с другом, и максимально рационально использовать площади внутри фуры. Мы уже разработали такие решения и в третьем-четвертом квартале текущего года можем презентовать их предприятиям, которые в дальнейшем запустят массовое производство такой тары.

И докладчики форума, и представители компаний уверены, что физический интернет — наиболее вероятный и правильный сценарий развития логистических услуг.

Михаил Петров:

— Мы воспринимаем новую концепцию как некую стандартизацию в сфере логистики. Все компании смогут использовать совершенно одинаковые схемы, протоколы доставки грузов. Когда в 60-е годы прошлого века в обиход вошли стандартные контейнеры для автомашин и морского транспорта, это произвело революцию в логистике. Сейчас планируется такая же революция, но уже на более совершенном уровне. Что же касается «Деловых линий», то для нас физический интернет — это не только возможность за минимальное время и минимальные же для клиента деньги совершать доставку грузов, но и способ сделать рынок грузоперевозок прозрачным.

Открой форточку, впусти дрона с посылкой: в Россию приходит физический интернет

Исследование потенциала инновационной логистической концепции, проведенное американскими учеными еще в 2013 г., показало, что если бы 25% цепей поставок в США использовали структуру физического интернета, это привело бы к росту ежегодной прибыли более чем на $100 млрд, сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу на 32%, снижению текучки среди водителей на 75%, уменьшению цен на товары для конечных потребителей.

«День, когда дрон принесет к вашему дому посылку, не за горами, ждите, — шутливо заметил Владимир Диденко. — Надо лишь придумать, как сделать, чтобы эта посылка попала в ваш дом, даже если вас там нет. И при этом ваше privacy не было нарушено».

К слову, один из гостей форума — сотрудник инжиниринговой фирмы — сходу предложил свое решение. Осталось только просчитать, какие для этого потребуются затраты.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

Анастасия Фортуна