Уже пару десятков лет кадровые службы промышленных предприятий говорят о том, что в стране не хватает квалифицированных рабочих и инженеров. «Большинство стремится получить образование менеджеров и экономистов, те же, кто заканчивает технические вузы и колледжи, мало понимают, как устроено современное производство — образовательные программы устарели», — такой диагноз ставят кадровики сегодняшним выпускникам.
— По данным статистики, только 26% школьников выбирают физику в качестве дополнительного предмета на государственном экзамене. То есть всего четверть всех выпускников планирует связать свое будущее с техническими специальностями, с работой на производстве. При этом вузы, следуя разнарядке правительства, под инженерные специальности выделяют до 56% мест. Разница ощутима.
Чтобы не остаться без специалистов, крупные промышленные предприятия запускают различные образовательные программы — в сотрудничестве с вузами или собственными силами. Именно так в 2013 г. появился Технический университет в Верхней Пышме: Уральская горно-металлургическая компания открыла это образовательное учреждение, чтобы готовить специалистов для своих предприятий.
Несмотря на то что университет работает уже четвертый год, у многих абитуриентов (и их родителей) есть масса вопросов о том, как попасть на обучение и что это дает. Мы собрали самые актуальные.
Университет принимает всех выпускников 11-х классов, набравших высшие баллы на госэкзаменах. То есть поступить сюда теоретически может любой.
Технический университет — частный вуз, и обучение здесь стоит денег. Однако у студентов есть возможность попасть в вуз, не платя ни копейки из своего кармана. К примеру, сейчас в Техуниверситете обучается 66 студентов. За обучение каждого из них платит предприятие, на которое после окончания вуза и пойдет работать будущий выпускник. То есть вопрос с трудоустройством уже решен.
Кроме того, с 2017 г. в университете появится 40 бюджетных мест: претендовать на них может любой абитуриент с высоким проходным баллом.
В 2016 г. Техуниверситет УГМК прошел госаккредитацию, и теперь ребята, окончившие вуз, получают диплом государственного образца. В Техуниверситете готовят как бакалавров, так и специалистов и магистров.
Те ребята, чье обучение изначально оплачивало какое-либо предприятие, после окончания вуза пойдут трудиться туда. Студентов, которые платят за обучение самостоятельно, но хорошо зарекомендовали себя во время учебы, также могут пригласить на производство: Техуниверситет работает в связке с предприятиями компании.
Тут все просто: предприятия готовы платить за тех студентов, которые потом принесут ему выгоду. Такой подход, конечно, можно назвать капиталистическим и бездушным, но он себя оправдывает: любое предприятие заинтересовано в получении прибыли и, соответственно, в кадрах, которые способны эту прибыль генерировать. Чем талантливее школьник в технических науках, тем больше у него шансов бесплатно получить востребованное образование и хорошую работу.
По словам Евгения Карамана, если в мегаполисах с обучением естественным наукам дела обстоят более-менее хорошо, то в небольших населенных пунктах средний балл, который получают ученики при сдаче ЕГЭ по физике, — на уровне 43–45. «Слабенькая троечка, если перевести на привычные оценки. Чтобы сделать из этих ребят нормальных специалистов, приходится их дотягивать, тратя личное время», — поясняет Евгений Караман.
Чтобы обеспечить себя кадрами через 10–20 лет, промышленные предприятия сегодня запускают программы профориентации школьников. УГМК, к примеру, создает специализированные инженерные классы: в них больше часов отведено на изучение математики и естественных предметов — физики, химии.
— У нас уже работает по одному предпрофильному (в средней ступени) и профильному (в старшей) классу в Верхней Пышме — главном городе УГМК. В перспективе инженерные классы появятся и в других уральских городах. Провели и такой эксперимент: при наборе в первые классы попросили ребят создать вертушку из бумаги, чтобы она работала в потоках воздуха. Таким образом мы с самых ранних этапов обучения выявляем детей с техническим мышлением. Дальше наша задача — развить в них эти способности.
В Свердловской области сейчас создано несколько центров дополнительного образования, которые специализируются на технических дисциплинах — робототехнике, авиамоделировании, мехатронике. В Екатеринбурге, к примеру, развитием этого направления занимается Дворец молодежи. В Верхней Пышме уже несколько лет работает Детская инженерно-техническая школа. Ребята, занимающиеся здесь, неоднократно становились призерами различных соревнований в области робототехники и ракетного конструирования.
Мальчишки не только с легкостью оперируют понятиями «диодный мост», «конденсатор», «электромагнитная катушка», но и используют их в собственных изобретениях.
С 1 сентября 2017 г. Техуниверситет УГМК запускает конкурс «Инженериада» — как раз с целью выявить технически одаренных детей. Принять участие в конкурсе может школьник до 18 лет из любого уголка России.
— Конечно, пятиклассники, победившие в конкурсе, могут еще много раз передумать, куда поступать, надо ли им учиться в техническом вузе. Но главное, что дает этот конкурс (а мы собираемся проводить его ежегодно), — умение творчески мыслить. Кроме того, «Инженериада» будет проводиться в связке с производственниками: у каждого проекта будет куратор, работающий непосредственно на одном из наших предприятий. И проекты, кстати, будут отбираться по принципу полезности для производства.
В отборочном туре могут принять участие абсолютно все дети. Надо будет только заполнить соответствующую заявку на сайте Техуниверситета. Это не просто заявка, а презентация своей темы, своего проекта по тематикам, выбранным организаторами. «Сентябрь — октябрь мы будем принимать заявки. Готовы рассмотреть и 2000, и 5000 проектов», — прокомментировала Ольга Смирнова.
Все заявки будет оценивать жюри, в которое войдут инженеры УГМК и педагоги. Лучшие авторы займутся разработкой проектов в сотрудничестве со своими кураторами. Если есть возможность — ребенок сможет посетить предприятие очно. Если нет — для него организуют виртуальную экскурсию, современные технологии это позволяют.
Работа над проектами продлится до марта. По ходу каждый проект будет рассматриваться экспертным советом того предприятия, к которому он прикреплен, специалисты дадут свои рекомендации по его улучшению.
Третий, финальный тур соберет всех ребят на два дня в Верхней Пышме: школьники будут защищать свои работы. Победители получат ценные призы и отправятся в лагерь на детскую летнюю инженерную школу.
Как поясняет Ольга Смирнова, «Инженериада» — это не только конкурс, но и образовательная среда, которая в первую очередь позволяет детям понять, нужно ли им вообще заниматься техникой или их призвание в другом. Кроме того, это своеобразная система поиска и развития детских технических талантов. «Тем ребятам, которые с техникой на ты, конкурс позволит проявить себя и, что особенно важно, быть замеченными представителями производств: это уже верный путь к получению бесплатного качественного технического образования», — добавляет Ольга Смирнова.
В любом случае участие в «Инженериаде» поможет лучше освоить точные науки.
|
---|
По мнению педагогов, которые уже занимаются техническим развитием детей, основной плюс «Инженериады» — взаимодействие детей и специалистов, работающих на производстве.
— Когда дети видят, что их изобретения вызывают интерес не просто у взрослых людей, а у тех, кто работает на заводах, это их мотивирует. Ну и конечно, производственники могут оказывать консультативную помощь, рассказывать о вещах, которых мы, в силу своего образования, просто не знаем.
Если ваш ребенок интересуется техникой, если вы хотите, чтобы он получил востребованную профессию и работал на одном из крупнейших предприятий не только Урала, но и мира, — запишите себе в календарь: 1 сентября 2017 г. заглянуть на сайт Технического университета УГМК — в этот день будет выложена подробная информация об «Инженериаде» и начнется прием заявок на конкурс.
Фото; Константин Мельницкий; 66.RU; 66.ru. Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru.