Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Есть ли любовь с первого взгляда, или Самые невероятные опыты художников над человеческим мозгом

Колонка
15 июня 2017, 09:45
Кандидат культурологии, искусствовед и арт-терапевт Ольга Ремнева прочитала в арт-галерее «Ельцин Центра» лекцию о том, как работают современные нейротехнологии в искусстве. Журналист 66.RU сделал краткий конспект ее выступления, из которого вы узнаете: что представляет собой первый в мире нейросинтезатор, как нарисовать картину силой мысли и устроить грандиозное шоу, сидя на одном месте.

— Сайнс-арт — новое для России явление, но хорошо известное на Западе. Оно появилось в 1995 г. Нейроарт, о котором и пойдет речь, — это один из типов сайнс-арта, то есть искусство, которое ставит перед собой задачи нейронауки.

Предвестником нейроарта стал Сантьяго Фелипе Рамон-и-Кахаль –– испанский врач, один из основоположников современной нейротехнологии и лауреат Нобелевской премии. В детстве он мечтал стать художником, поэтому всё, что видел в своем микроскопе, тут же зарисовывал.

Дело Рамона-и-Кахаля продолжила художник и исследователь Марта де Менезес. В своей серии функциональных портретов она визуализировала наиболее активные участки мозга человека во время выполнения им какой-либо работы.

А вот как выглядят самые известные проекты, сделанные современными художниками в русле нейроарта.

1. Лиза Парк: исследование эмоций

Лиза Парк –– популярный художник, работающий с технологиями. Она хотела изучить пять основных эмоций: счастье, ненависть, грусть, злость, желание.

С помощью специального интерфейса художник концентрируется на определенной эмоции, которая преображается в заранее прописанные звуки и создает вибрации в чашах с водой (под ними установлен звуковой динамик). Чем больше сосредоточена Лиза, тем интереснее звук и вибрация воды. В результате исследование собственных эмоций превращается в настоящий перформанс (во время эксперимента вокруг художника находились зрители).

Лиза объясняет, что к созданию проекта ее побудило то, что современный мир — большой и сложный, он постоянно находится в состоянии беготни, шума и полной расфокусированности. Иногда хочется заострить внимание на чем-то определенном, поэтому нужно прислушаться к самому себе. Иными словами, она продемонстрировала восточный подход к искусству и еще раз доказала: искусство снова должно быть красивым.

2. Джоди Ксионг: мир без ограничений

Джоди Ксионг назвала свой проект «Искусство сознания без границ». В Китае очень высок процент людей с ограниченными возможностями. Художник нашла 16 добровольцев-инвалидов, которые должны были рисовать исключительно с помощью своего мозга (то есть силы мысли) некую абстрактную картину.

Участники проекта выбирают краски, которые лучше всего описывают их эмоциональное состояние. Затем эти цвета помещаются в специальный куб. При помощи силы мысли в какой-то момент баллон с краской разрывается — и получается изображение. При этом художник ставит ограничение: баллон с краской разрывается только тогда, когда человек действительно применяет усилия, чтобы процесс произошел.

По замыслу художника, этот проект должен стать диалогом между обществом и властью, главная цель которого — напомнить о людях с ограниченными возможностями. Задача технологий в данном случае — помочь людям с ограниченными возможностями управлять реальностью силой мысли.

3. Российская команда art&science: «Солярис»

Один из самых красивых проектов создали художник Юля Боровая и химик Эдуард Рахманов. Они представляют лабораторию Save, которая хорошо известна за рубежом.

В чаше находятся две жидкости, спиртовая и ферромагнитная, они взаимодействуют между собой. Когда человек надевает нейроинтерфейс и входит в определенное состояние, он начинает управлять ежиком, который появляется в ферромагнитной жидкости. Если человек приложил усилия, сконцентрировался и настроился, то жидкая субстанция поддается его влиянию. Этот процесс отсылает к мысли о том, что человек исследует космос, океаны, но он недостаточно исследовал самого себя.

Проект находится в экспозиции московского музея: каждый может записаться и испытать на себе эти процессы.

4. Марина Абрамович: есть ли любовь с первого взгляда

Эксперимент проходил в Москве, в центре современной культуры «Гараж». Марина Абрамович решила выяснить, что происходит между двумя людьми, когда они смотрят друг на друга.

Испытуемые, как правило, не знакомы между собой. Они смотрят в глаза друг другу в течение получаса, не говоря ни слова. Это происходит на сцене, за ними наблюдают зрители, задача партнеров –– фокусироваться друг на друге. Когда контакт возникал, волны синхронизировались и линии соединялись, а когда люди были по-разному сконцентрированы — контакта не было. Затем испытуемые должны были рассказать, что они чувствовали.

С помощью эксперимента художница хотела понять, возникает ли любовь между двумя незнакомыми людьми, когда они просто смотрят друг другу в глаза. И да — чувство любви возникало. Это действительно магия, феномен невербальной коммуникации.

5. Сьюзан Диккер: «На одной волне»

Это интерактивная инсталляция с нейронной связью. Два человека находятся на одной волне благодаря синхронизации мозговой активности. В рамках эксперимента на испытуемых надевается гарнитура. Они садятся в скрытые капсулы на шесть минут и погружаются в некую специфическую аудиовизуальную среду. Чем лучше синхронизированы их волны, тем ярче рисунок и тем отчетливей звук, который издает машина.

Сьюзан проводит параллель с настоящим живым диалогом: когда нам интересно — диалог льется, словно песня, когда нет заинтересованности — диалог затухает.

6. Юрий Дидевич: спектакль «Нейроинтегрум»

Юрий Дидевич, питерский художник, маэстро в области медиаарта, поставил на новой сцене Александрийского театра спектакль «Нейроинтегрум». Это игра одного актера. Его состояние передается через нейрогарнитуру машине, которая выдает на сцену ряд образных звуков. На протяжении всего спектакля художник не говорит ни слова. Всё действие развивается благодаря тому, как он управляет своим мозгом, какие команды посылает.

7. Арт-группа «18 яблок»: мышечный перформанс

Один человек подает команды, которые с помощью нейроинтерфейса передаются по блютус-каналу на нейростимулятор (устройство для воздействия на мышцы с помощью электрических импульсов), расположенный на теле танцора. В момент, когда перформер танцует, он ощущает слабые электрические разряды и меняет рисунок танца. Иными словами, один человек с помощью технологий влияет на поведение другого человека.

Для авторов было важно определить границу применимости технологий и границу диалога между людьми, которые обладают некоторой властью, и людьми, которые вынуждены подчиняться.

8. Гай Бен-Ари: первый в мире нейронный синтезатор

В детстве Гай Бен-Ари мечтал стать рок-звездой, но мечта так и осталась мечтой. Именно поэтому он создал уникальную машину — с помощью метода изъятия кожных клеток из руки.

В австралийской лаборатории извлекли кусок его кожи из руки с помощью IPS (технология, которая позволяет перевести одни клетки в любые другие). Его кожные клетки были изменены в стволовые, затем переведены в нейронные стволовые клетки и в конце концов –– в нейронные сети. Они были помещены на подложку и стали управлять неким аналоговым синтезатором.

Перформанс состоит в том, что синтезатор играет в паре с живым барабанщиком. Здесь нет никакого программирования. Гай Бен-Ари задается вопросом о постчеловеке, о том, что такое человек вне его границ. Он называет свое произведение кибернетическим автопортретом и говорит, что данный синтезатор –– это его внешний мозг.

Текст: Анна Шевченко для 66.ru