Знаменитого свердловского экстремала, путешественника и поисковика военных самолетов, потерпевших крушение на территории области в период ВОВ, Владимира Рыкшина обвинили в подтасовке исторических фактов, вандализме и пиаре на костях погибших летчиков. «Ассоциация поисковых отрядов» потребовала возбудить против него уголовное дело.
Сотрудники прокуратуры проводят необычную проверку: они исследуют обстоятельства поиска и раскопок авиакатастроф, произошедших в период Великой Отечественной войны на территории Свердловской области. Официальные среднеуральские поисковики — те, что обычно раскапывают места боев, пожаловались в надзорное ведомство на поисковика неофициального — известного свердловского путешественника Владимира Рыкшина, обвинив его в вандализме.
Первый свой самолет Владимир нашел еще в 2004 г. Это был Як-12 Геннадия Патрушева (который первым нашел место гибели печально известной группы Дятлова в 1959 г. на одноименном перевале, а затем сам сгинул при загадочных обстоятельствах). Спустя несколько лет Рыкшин переключился на поиски военных самолетов.
Капитан Фадеев и ленд-лиз
Владимир Рыкшин был первым, кто во всеуслышание заявил, что на территории Свердловской области покоятся несколько самолетов, разбившихся во время Великой Отечественной войны, которые спустя более чем полвека остаются лежать в уральской тайге.
|
В окрестностях горы Старик-камень, что под Нижним Тагилом, например, до сих пор нетронутым лежит развалившийся в годы ВОВ самолет. |
Историками военной авиации периода Великой Отечественной войны довольно подробно изучен воздушный путь перегонки самолетов, поставляемых по ленд-лизу из США в Советский Союз. Маршрут шел из Аляски в Сибирь, а потому получил название АлСиб.
Большинство исторических исследований посвящено перегону самолетов от американской авиабазы Фербэнкс до Красноярска. История о том, как самолеты дальше попадали на фронт, до сих пор остается туманной. Часть из них якобы разбирали и по железной дороге отправляли на запад. Другие добирались до прифронтовых аэродромов своим ходом. Одной из промежуточных точек на этом пути был екатеринбургский аэропорт Кольцово. Отсюда американские машины, управляемые советскими летчиками, летели до Казани. Но, как выяснилось, долетали не все...
— Первый военный самолет мы нашли в 2010 г. Тогда ко мне обратилась администрация Михайловска. На них вышли сыновья летчика — капитана Фадеева, которым удалось найти в архивах Минобороны выписку о том, что их отец — штурман эскадрильи авиаполка военно-воздушной академии им. Жуковского погиб 23 октября 1943 г. юго-восточнее станции Михайловский Завод, в 20 километрах. Тогда мы запустили эту информацию по СМИ, и на нас вышла очевидец — Татьяна Ястребкова. Она рассказала, что еще детьми они видели, как над тайгой летели девять самолетов, а обратно возвращались уже восемь. Через день из леса вышел радист, который рассказал, что самолет потерпел крушение, а остальные члены экипажа погибли.
Собрав экспедицию, Рыкшину с товарищами удалось найти место падения, части самолета и, предположительно, останки двух человек. По словам поисковиков, на самолете были надписи на английском, из чего и был сделан вывод, что экипаж Фадеева разбился на американской машине во время перегона. Уточнить, какой конкретно это был самолет, тогда поисковики не смогли, однако предположили, что найден ленд-лизовский бомбардировщик В-25 «Митчел». Точному определению мешает отсутствие двигателей. По их номерам можно было бы установить модель самолета и личности экипажа со 100-процентной вероятностью. Однако большинство деталей, в том числе и двигатели, местные жители растащили на металлолом.
|
Экипаж самолета капитана Фадеева |
Но все же те детали, что удалось найти, Рыкшин передал специалистам, в том числе в Свердловский областной краеведческий музей. Часть деталей забрал с собой американский эксперт в области аэронавтики — доктор Вон Хардести. В США эти обломки стали частью комплекса-памятника, установленного в честь авиатрассы АлСиб.
Кладбище потерянных самолетов
Пока Рыкшин собирал информацию о самолете капитана Фадеева, ему удалось найти данные о падении еще как минимум четырех авиамашин. Так в течение последующих лет был найден под Нижними Сергами, предположительно, А-20 «Бостон» с останками трех человек, разбившийся в сентябре 1943 г.
|
Начиная с 1943 г. США поставили СССР более трех тысяч А-20 «Бостон». |
Согласно сводке отдела перелетов штаба ВВС Красной армии, тогда разбилось два самолета, совершавших перелет Свердловск — Казань. Одним из экипажей командовал Илья Чупаков, другим — Владимир Пицхелаури. Рыкшин пришел к выводу, что им удалось найти самолет лейтенанта Пицхелаури.
А в 2015-м на горе Старик-камень поисковики из Российского географического общества и ДОСААФ, возглавляемые Рыкшиным, обнаружили место катастрофы, предположительно, Ли-2. В ходе раскопок, проведенных на месте в 2016 г., исследователи нашли останки двух человек. Сюда не добрались мародеры, поэтому склон горы усыпан большим количеством деталей. И хотя о крушении Ли-2 под Нижним Тагилом пока не найдено никакой документальной информации, Владимир Рыкшин не сомневается, что подробности удастся выяснить. Ведь на месте крушения даже двигатели с номерами лежат нетронутыми.
|
На месте крушения разбросано большое количество деталей. |
Неожиданно Рыкшину пришлось приостановить все свои поисковые мероприятия. В прокуратуру поступило заявление с требованием расследовать деятельность свердловского путешественника.
«Возвращение» против Рыкшина
Официально в России поисками останков бойцов, погибших в период ВОВ, занимается Министерство обороны. Специально для этого создано «Поисковое движение России». На Среднем Урале действует Ассоциация поисковых отрядов «Возвращение». Руководство этой организации и обратилось с заявлением в прокуратуру против Владимира Рыкшина.
«Просим вас провести проверку законности действий физического лица Рыкшина Владимира… на протяжении нескольких лет занимающегося разграблением мест падения самолетов в годы Великой Отечественной войны на территории Свердловской области, уничтожением исторических артефактов, присвоением деталей военной техники, искажением исторических документально подтвержденных фактов, введением в заблуждение граждан, организаций и средств массовой информации», — сообщают представители «Возвращения» в своем заявлении.
— Рыкшин — самозванец. Он не работает с архивами, не знаком с поисковой работой. Все его выводы писаны вилами по воде.
Список претензий официальных поисковиков к неофициальному разместился на четырех листах. Так, по мнению «Возвращения», Рыкшин неверно идентифицировал самолет капитана Фадеева: «Перелет был совершен на отечественном самолете Пе-2. Так что к АлСибу эта катастрофа никакого отношения не имела. Для привлечения внимания прессы и общественности Рыкшин передал американскому историку Вон Хардести обломки самолета с номерами для их идентификации как самолета американского производства».
Члены «Возвращения» проводили раскопки на местах авиакатастроф уже после экспедиций Владимира Рыкшина. Так, исследовав территорию крушения «Бостона» под Нижними Сергами, они полностью опровергли выводы Рыкшина.
— По нашей информации, подтверждающейся документально, Владимир Пицхелаури похоронен в Московской области. Останки же, которые удалось найти под Нижними Сергами, принадлежали экипажу Ильи Чупакова. 21 июня 2013 г. мы их похоронили с военными почестями на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.
Также «Возвращение» обвиняет Рыкшина в разграблении мест авиакатастроф. Якобы детали самолетов и личные вещи летчиков он вывозит для своего домашнего музея. Владимир опровергает все обвинения: «Все вывезенные находки хранятся либо в музеях, либо в Уральском отделении Русского географического общества».
|
На всех обнаруженных местах авиакатастроф представители Рыкшина устанавливают крест и памятную табличку с именами разбившихся летчиков. |
— Перед нами не стоит задачи определения марки самолета и личности экипажа. Этим должны заниматься другие. Мы лишь ищем самолеты. И по мере возможности пытаемся работать с архивами. «Возвращение» же получает на свою поисковую работу бюджетные средства. Но эти самолеты нашли мы, а не они. Мне кажется, именно это и стало причиной нападок на меня.
Прокурорскя проверка по заявлению «Возвращения» продолжается. А работа по розыску других мест авиакатастроф приостановлена.