10 июля 2008, 13:55

Палеонтологи установили цвет перьев ископаемых птиц

Группа палеонтологов из Йельского университета нашла способ определения цвета перьев у ископаемых птиц и некоторых динозавров, живших более 100 миллионов лет назад.
В настоящий момент исследователи могут с уверенностью выделить только темные и светлые области, однако в будущем они надеются идентифицировать и другие цвета. Результаты работы опубликованы в журнале Biology Letters, а некоторые выдержки из этих материалов приводит BBC News.

Долгое время палеонтологи могли лишь догадываться, какого цвета были перья у древних птиц и пернатых ящеров. Проблема заключалась в том, что молекулы органических веществ, отвечающих за окрас оперения и кожи, распадаются в течение нескольких тысяч лет, тогда как останкам ископаемых животных - многие миллионы лет. Тем большей загадкой оказались обнаруженные в Бразилии окаменевшие перья, на которых явственно чередовались белые и темные полосы.

Микроскопический анализ этих перьев показал, что разница цветов не могла возникнуть под влиянием геологических и климатических факторов на окаменелость. Скорее всего, она имеет биологическое происхождение и отражает первоначальную расцветку перьев.

В темных областях ученые обнаружили тысячи упакованных в плотные гроздья крошечных сплющенных сфер. Поначалу они приняли их за окаменевших бактерий, но, изучив оперение современных птиц, обнаружили близкое сходство этих структур с хорошо известными исследователям меланосомами – клеточными органеллами, содержащими пигментное вещество, с помощью которого перья окрашиваются в различные цвета. В светлых же областях ископаемых перьев меланосом практически не было.

Из этого палеонтологи сделали вывод, что у первых птиц было, как минимум, двухцветное оперение. В то же время исследования современных птиц показывают, что конкретный оттенок их перьев определяется концентрацией меланосом. Основываясь на этих данных, ученые надеются установить области коричневого, красного, темно-желтого и некоторых других цветов.

Информация о цвете оперения и шерсти исчезнувших видов животных может пролить свет на многие аспекты их существования, такие как ухаживание и половое поведение, маскировка и мимикрия. До этого ученые были ограничены исключительно генетическими методами, а это не позволяло заглянуть так глубоко в прошлое и исследовать экологию вымерших многие миллионы лет назад живых существ на основе их внешнего облика.
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.