30 июня 2008, 17:02

«Волшебный» телескоп убедил ученых в прозрачности Вселенной

Астрономы обнаружили самый удаленный из известных на сегодня гамма-всплеск, сообщается в пресс-релизе на сайте Общества Макса Планка.
Источником излучения является активное ядро галактики 3C279, расположенной на расстоянии более пяти миллиардов световых лет - около половины радиуса Вселенной. Ученые опубликовали свое открытие в журнале Science.

Галактика 3C279 относится к классу галактик с активным ядром, в центре которых расположены сверхмассивные черные дыры - их масса составляет миллиарды солнечных масс. Такие галактики испускают излучение в широком диапазоне длин волн: от радио- до высокоэнергетического гамма-излучения.

Гамма-излучение может ослабляться под воздействием так называемого внегалактического фонового излучения (extragalactic background light), состоящего из слабого излучения объектов Вселенной. Обнаружение гамма-всплеска, источник которого находится на таком удалении от Земли, заставляет пересмотреть существующие теории о плотности внегалактического фонового излучения. Полученные астрономами данные свидетельствуют, что оно менее интенсивно, чем предполагалось до сих пор.

Астрономам из Института физики Макса Планка удалось зарегистрировать гамма-всплеск галактики 3C279 с помощью телескопа MAGIC (Major Atmospheric Gamma-ray Imaging Cherenkov - большого атмосферного гамма-телескопа с использованием эффекта Черенкова-Вавилова), расположенного горе Рок де лос Мучачос, расположенной на острове Ла Пальма Канарского архипелага. Телескоп фиксирует короткие вспышки света, которые возникают при прохождении гамма-лучей сквозь атмосферу.

Мощное гамма-излучение может проходить расстояния, сравнимые с диаметром Вселенной, практически не без искажений. Поэтому его изучение позволяет получить важные сведения об эволюции Вселенной.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.