В Музей военной техники Верхней Пышмы прибыли тяжелые машины со странным грузом в кузовах. Тягачи привезли фрагменты огромных ржавых механизмов.
Фото: © 66.RU |
---|
Со стороны похожие на обычный металлолом, они на самом деле представляют огромную ценность. Как минимум потому что ради их доставки десятки человек месяцами жили и работали в тундре. |
Фото: © 66.RU |
---|
Стимпанк во плоти. Но родовую принадлежность странных фрагментов выдают железнодорожные колеса. |
Пройдут месяцы — и реставраторы соберут из этих деталей паровоз сталинской эпохи — «ОВ». Чтобы объяснить его ценность, на пару абзацев отмотаем время сильно назад.
Фото: © 66.RU |
---|
Так с высоты выглядит редкий в этих краях фрагмент леса на берегу реки Таз. Здесь, в десятках километров от ближайшего населенного пункта, в полной изоляции годами ржавеют паровозы. |
На Ямал локомотивы попали после войны. В 1947 году Иосиф Сталин распорядился начать стройку под кодовым названием 501–503. Она же — «дорога смерти». По указу вождя вдоль полярного круга начали выкладывать железнодорожное полотно: от Салехарда до Игарки. О том, зачем понадобилось разворачивать здесь такое грандиозное строительство, историки спорят до сих пор. Но основных версий две. Первая: дорогу прокладывали из соображений стратегической обороны страны на случай нового военного конфликта. Вторая: поезда должны были вывозить с северов природные ресурсы.
На стройку бросили заключенных ГУЛАГа. Ударными темпами они возвели бараки, депо, проложили часть железнодорожного полотна и загнали в леса паровозы. Но завершить задуманное не успели. Стройка встала сразу после смерти Сталина.
Фото: © 66.RU |
---|
Деревянные здания и уникальные локомотивы просто остались гнить под открытым небом. До тех пор пока на брошенные механизмы не обратил внимание музей. |
Один из легендарных паровозов специалисты решили расчленить и вывезти, чтобы потом восстановить и выставить в качестве очередного экспоната.
Спецоперация стартовала еще летом. В редкий северный лес при помощи автобуса, вертолета и баржи высадили первый десант, которому поручили на месте разработать план эвакуации и подготовить локомотив к путешествию.
Фото: © 66.RU |
---|
Первым делом брошенные в лесу паровозы покрыли антикоррозийным черным лаком. |
Фото: © 66.RU |
---|
Затем разделили один из них на семь частей — для транспортировки. Вытаскивать его из леса решили вертолетом. |
Для того чтобы эти два относительно простых этапа реализовать, рабочие провели на кромке полярного круга больше недели. Жили здесь же — в палатках. Первоначальный план — каждый день, закончив работу, отправляться по воде в близлежащий населенный пункт — быстро потерпел фиаско. По реке до ночлега приходилось бы добираться часами. За время работы специалисты открутили больше сотни приржавевших намертво гаек, срезали десятки заклепок и буквально на руках растащили массивные фрагменты локомотива — автокран в северный лес, конечно, завезти не удалось.
Дальше — больше. Ближе к закату осени на место прибыл второй десант. Исполнителей финального этапа эвакуации владелец музея — «УГМК-Холдинг» — нашел в автотранспортном цехе принадлежащего ему же завода «Уралэлектромедь». Второй группе поручили, пожалуй, самое сложное — вытащить распиленные фрагменты паровозов. Причем по воздуху.
Фото: © 66.RU |
---|
С собой второй десант привез все для жизни в тундре: палатки, спальники, продукты и т.д. |
Но самое главное — стальные тросы, при помощи которых вертолеты тащили тяжелые фрагменты паровоза до ближайшей железнодорожной станции.
Фото: © 66.RU |
---|
Тросы весят больше центнера. Но таскать их по лесу приходилось исключительно усилиями живой рабочей силы. |
Но, прежде чем дело дошло до тросов и вертолетной тяги, специалисты должны были отпилить то, что недоотпилили их предшественники. Перед транспортировкой части паровоза нужно было избавить от всех выступающих или плохо закрепленных фрагментов.
Фото: © 66.RU |
---|
По этой причине локомотив, к примеру, лишился трубы. |
Фото: © 66.RU |
---|
За этим же из него выгребли золу, сохранившуюся в печи с пятидесятых годов прошлого века. |
Фото: © 66.RU |
---|
Наконец в утреннем небе появились грузовые вертолеты. |
Фото: © 66.RU |
---|
Тросы натянулись и первый фрагмент — котел паровоза, оторвавшись от земли, отправился в сторону действующей железной дороги. |
По воздуху каждый фрагмент расчлененного локомотива преодолел по 220 километров — до станции Коротчаево. Там их встретила еще одна бригада рабочих. А дальше, сначала на железнодорожной платформе, а позже — в грузовике, новый трофей музея добрался до Пышмы.
В экспозиции музея сталинский паровоз окажется только в следующем году. Скорее всего, его сделают локомотивом бронепоезда.