Спектакль «Песни Не Про Любовь» уникален для «Провинциальных танцев» прежде всего потому, что сумел вместить на небольшом сценическом пространстве сразу несколько культур. С одной стороны — русская. Театр существует с 1990 года, но за это время сумел прославиться как в своем отечестве, так и за рубежом. С другой стороны, влияние западноевропейской культуры, к которой принадлежат постановщики спектакля, Йохан Гребен и Уги Игви. Хотя на самом деле родиной второго хореографа является Израиль. Кроме того, Игви имеет два образования: хореографическое и художественное, и может назвать себя не только профессиональным хореографом, но и скульптором.
Татьяна Баганова, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы»:
— Поэтому для него больше характерно образное мышление. Так распределились роли — Йохан больше отвечал за хореографическую подвижность, а Ури за образы, роли.
Но и это еще не все. Так, музыку к спектаклю написал композитор из Дании, Арии Роженшвайк (все, кто был на спектакле, конечно, помнят задорную песенку, которую исполнили сами танцовщики…) За свет отвечал Джеки Шемеш, Израиль. |
У театра был опыт работы с иностранными хореографами, однако с тех пор прошло ровно 10 лет. Теперь «Провинциальные танцы» вновь возобновили традицию межнационального творчества благодаря проекту «Интраданс», цель которого свести лучшие российские театры с лучшими же хореографами - со всего мира…
Несколько минут до выхода. Остались последние штрихи: черная краска на лицо, а чтобы гольфы держались намертво, в ход идет даже клей. |
…Среди претендентов были отобраны семь российских театров и восемь европейских хореографов. Как считает художественный руководитель «Провинциальных танцев», свой отпечаток на спектакль наложило и то, что оба постановщика, работавших с театром, - мужчины…
...Благодаря этому спектакль получился очень тяжелым физически — и в плане выносливости, и в том, что касается сложности задач, стоящих перед танцовщиками. |
Татьяна Баганова, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы»:
— Одна из идей спектакля — выживаемость и преодоление. Причем и то, и другое присутствует здесь реально, ребятам ничего не пришлось изображать. В первой части мы хотели показать людей, как бы запертых в бункере. Они как подопытные кролики — выживут-не выживут, вылезут-не вылезут? У меня было ощущение, что и наши постановщики работали так, словно проводили какой-то опыт.
Опыт оказался в лучших традициях «театра жестокости», где жестокость, согласно пониманию одного из идейных вдохновителей концепции, французского драматурга Антонена Арто, есть ни что иное, как осознанное «подчинение необходимости, направленное на разрушение индивидуальности». Так и танцовщики, одни — подчинились необходимости, продиктованной спектаклем, целями и задачами, поставленными хореографом, другие — напротив, протестовали и демонстративно «не принимали то, что происходило в спектакле».
Татьяна Баганова, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы»:
— Спектакль принимался танцовщиками неоднозначно. Был отбор, из 10 выбрали 7. В числе этих семи оказалась девушка, которая категорически отказывалась принимать то, что происходило в спектакле, а также те задачи, с которыми было необходимо справиться танцовщику. Но в результате роль выстроили именно на этом конфликте, она была построена на противодействиях.
По словам зрителей, в спектакле настолько сильная энергетика, что смотреть его второй раз рискнул бы не каждый. Пока на это никто не согласился, - спектакль действительно очень тяжелый в эмоциональном плане. |
Татьяна Баганова, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы»: — Для меня история достаточно понятно выстроена. Я, как хореограф, люблю, чтобы было больше загадок, чтобы происходила работа ума. |
В восстановленном спектакле были три новых танцовщика. Отчасти поэтому версия этого года несколько отличается от прошлогодней. Третья часть, едва ли не самая сложная в эмоциональном отношении, получилась более человечной, живой и менее отстраненной. «Опустошенности больше нет», - говорит Татьяна Баганова. Именно эта версия будет представлена на «Золотой маске» в московском Драматическом театре им. Пушкина.
Спектакль ставили очень компактно. Если быть точным, то на все про все ушло два месяца, в течение которых и актеры, и постановщики жили в бешеном ритме. |
Говоря о площадках, на которых спектакль игрался ранее, Татьяна Баганова вспоминает сцену в Ярославле, оборудованную сверкающей металлической стеной, как будто специально предназначенной для «Песни...» «Провинциальных танцев». Те декорации достались театру по наследству от предыдущего спектакля.
Изначально спектакль ставился для сцены в «Урале», где стены были холодного серо-голубого оттенка. |
Татьяна Баганова, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы»:
— Холодные серо-голубые стены, и весь спектакль холодный, — так готовились специально для сцены «Урала». Меня это устраивало. Скажем, в Москве мы играли в Театре Фоменко, где были просто черные стены. Мне это не очень понравилось, так как визуальная направленность спектакля изменилась, а нашей задачей было создать техногенную обстановку бункера.
Хореографы сознательно отказались от кулис и работы в одном и том же сценическом пространстве, — так, на разных площадках, спектакль всегда «живет». Пожелаем «Провинциальным танцам» в этом году в Москве правильно декорированной сцены и удачи на выступлении на «Золотой маске», где им предстоит побороться за звания «Лучший спектакль в современном танце», «Лучшая работа балетмейстера», а также «Лучшая работа художника по свету»...
Танцовщики-исполнители: Ольга Севостьянова, Алена Лежава, Ксения Степанова, Екатерина Савельева, Антон Лавров, Олег Степанов, Антон Милованов. |