Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Байкальская история Евгения Гришковца: требуйте сатисфакции

18 января 2011, 07:30
20 января на большие экраны выходит фильм Евгения Гришковца «Сатисфакция».

«Сатисфакция» — первая большая роль Гришковца и как актера, и как сценариста — хотя в фильмах он снимался и раньше. Если быть точным, то за плечами у него семь картин. Каждый раз — новый режиссер, и всегда он играл пьяного — вне зависимости от того, снимался ли в эпизодах или крупным планом.

Вот и в этот раз все началось с сакраментальной фразы: «Было бы здорово снять такой фильм, где бы ты с кем-то сидел и выпивал». Так появилась история о двух мужчинах, сидящих за столом и рассуждающих о чем угодно: дружбе, одиночестве... и даже немного о мороженом. Статика фильма нарушается разве что сменой темы и напитков — в кадре всегда что-то крепкое: коньяк, текила, водка«Байкал»...

Евгений Гришковец, актер, сценарист: Мы выпили огромное количество воды вместо водки, но на крупном плане наливается водка — это сразу видно. Там много очень сладкого чая вместо коньяка, яблочного сока вместо шампанского. Единственное, что было невозможно изобразить в кадре, — это шампанское. Оно должно быть по-настоящему, потому что никакой лимонад его не сможет заменить.

Сам Гришковец происходящее в кадре назвал «нестоличной», «не питерской» историей. Вот и съемочная площадка фильма оказалась далеко от центра. Снимали в Иркутске, где «все хотели помогать». Отдавали под съемки новые, еще не совсем достроенные комплексы, офисные здания, рестораны и даже закрыли на время три полосы движения по одной стороне главной городской магистрали Иркутска — улицу Байкальскую. Значит, все-таки пришлось доставить неудобство жителям гостеприимного Иркутска — без пробок не обошлось. Говорят, в то время многие были уверены, что в город приехал Путин — инкогнито.

Евгений Гришковец, актер, сценарист: Мы снимали это два дня, и очень страшно было бегать среди машин, движущихся на скорости 80 км. в час. Но другая полоса была свободна, и там постоянно случались аварии: потому что ты ехал, а тут снимают кино, собака какая-то, какой -то человек... И люди притормаживали, смотрели, автомобили друг в друга врезались... Под конец там уже даже поставили эвакуатор, который всех растаскивал.

15 января в Екатеринбурге прошел первый, предпремьерный показ «Сатисфакции», на который пришли, в основном, давние поклонники Гришковца, то есть те, кому ранее он был знаком как писатель и театральный актер. О том, какое впечатление на них произвел Гришковец в кинематографе, мы спросили у первых зрителей «Сатисфакции».

Дарья, зритель: Для меня неожиданно, что Гришковец фильм снял... Когда читаешь, смотришь его в кино, театре, не знаешь, что ждать от него, что дальше будет. Куда может «завернуть» его, потому что он такой разносторонний. Что касается отличий от сцены, то там он хозяин, потому что он один, а здесь и другие люди есть, с ними тоже надо считаться.
Светлана, зритель: У героев есть большое желание разобраться в себе, в окружении. Поэтому в фильме так много выпивки — пожар в груди требуется залить, иначе мучительно больно. Симпатии к героям фильма во время просмотра то разделяются, то сливаются и, в конце концов, перестаешь понимать, на чьей ты стороне. После завершения начинаешь думать и приходишь к выводу, что есть сражения, в которых нет победителей и проигравших. А есть вот так — либо выплываем вместе, либо оба идем ко дну... Это психотерапевтический фильм.
Мария, зритель: Я все его книги прочитала и ходила на все спектакли. В первый раз еще много лет назад — лет пять, восемь. И мне никогда не было скучно, потому что каждый раз все происходит по-другому, по-новому. Но все равно было такое ощущение, что ты не кино смотришь, а книгу читаешь. Потому что на экране, по сути, ничего не меняется. Картинка статична, смена планов происходит довольно медленно, лениво, неохотно. Главное движение и, по сути, вся динамика, развитие действия, в звукоряде, в словах. Слова — это и есть главная движущая сила фильма.

Фото: автора.